Последние китайские предупреждения?
На днях ростовский Департамент транспорта сообщил, что за неделю было выявлено 850 нарушений правил пассажирских перевозок. Больше всего — 624 — связано с неисполнением пассажирскими перевозчиками утвержденного расписания движения и «необеспечения планового выпуска транспортных средств на линию».
Чуть ранее департамент заявлял о том, что из-за неоднократных нарушений может разорвать контракт с тремя компаниями-перевозчиками. В январе обратился в суд, требуя от 12 перевозчиков заплатить 1,3 млн рублей штрафов за те же нарушения условий. Причем среди нарушителей оказались даже муниципальные «Ростовская транспортная компания» и «Ростовпассажиртранс». Одним словом, транспорт продолжает работать не так, как задумывали чиновники, начиная «транспортную реформу».
У нее не только недостатки. Но плюсов в виде новых и пока еще относительно чистых автобусов и разнообразных возможностей вести безналичную оплату проезда слишком мало, чтобы компенсировать основные минусы. Автобусов на многих маршрутах меньше, чем нужно, и меньше, чем раньше. Они подчас ездят не по утвержденному маршруту, а так, как им удобно (испытано на себе, так как пользуюсь маршрутом, где это происходит очень часто). По вечерам на многих направлениях общественный транспорт исчезает с наступлением сумерек.
В начале марта департамент заявил, что направил перевозчикам распоряжения о расторжении муниципальных контрактов: «Решение вступит в силу по истечении 10 дней со дня надлежащего уведомления перевозчиков».
Разрыв контрактов — крайняя мера, в результате которой пострадавшими снова окажутся пассажиры: раньше они ездили кое-как, после расторжения договора — не смогут совсем. Судя по тому, что мэрия сохраняет традицию многоукладности перевозок, когда кроме муниципальных компаний горожан перевозят полтора десятка частных, она не может отказаться от их услуг, в том числе по финансовым соображениям. Отчасти из-за этого департамент оказывается жертвой недовольства и шантажа одновременно со стороны и пассажиров, и компаний. Одних не устраивает качество услуг. Вторые, понимая, что заменить их, по меньшей мере быстро, не так просто, не торопятся четко исполнять контрактные обязательства. В итоге департамент грозит, но перевозчикам, похоже, не страшно. Ситуацию усугубляют несмолкаемые разговоры о дефиците водителей, промахи чиновников — пресловутые троллейбусы из Москвы, подаренные городу, так и не были замечены на городских улицах, хваленый электробус сломался.
Наверное, этот тот случай, когда пора начинать операцию по принуждению к соблюдению контрактных обязательств: взыскивать, а не только выписывать штрафы, и расторгать договоры, если другие меры исчерпаны, а не только угрожать сделать это.