Парадоксы озеленения
Оказывается, в Ростове, чтобы спилить дерево, нужно стоптать не одну пару обуви, обивая по полгода пороги кабинетов. Почему же при такой чиновничьей сверхзаботе Ростов стремительно превращается в каменные джунгли?
Недавнее обсуждение застройщиками сложившейся в Ростове практики получения разрешений на вырубку деревьев обнажило любопытную картину. Чтобы законно срубить дерево, нужно собрать 24 документа на 88 листах в 3 экземплярах с 52 подписями и 14 печатями, на что уходит 5-6 месяцев. Строители просят скопировать московский регламент, в котором на получение разрешения на спил дерева отводится 14 дней.
Председатель правления ростовской областной организации «Союз архитекторов» Алексей Полянский предложил вообще изменить подход к компенсационному озеленению:
— Лучше сосредоточиться на каком-то массиве, который имеет градообразующее значение, нежели развивать компенсационные высадки вдоль дорог или где-то еще, которые никакого эффекта ни на город, ни на состояние климата не произведут.
Трудно не согласиться с тем, что стыдливые кустики по периметру 25-этажных свечек в центре Ростова более напоминают фиговый листок, а не решение проблемы. Традиционный «Магнит» на первом этаже многоэтажки притягивает покупателей на личных авто, которые, включая аварийку, выстраиваются иной раз в два ряда по другую сторону ограждающего символического зеленого периметра, с тем чтобы ничтоже сумняшеся проделывать в нем значительные бреши по кратчайшему пути в магазин. Тут уже добавляются издержки другой застарелой проблемы нашего родного мегаполиса — точечной застройки, с которой борются так же давно и решительно, как и с застройщиками-вырубателями. В результате на все большем количестве улиц и переулков нужно уже делать одностороннее движение. Все эти проблемки и определяют современный облик донской столицы, которая на открытках полувековой давности выглядит куда зеленее. На флаге ростовской архитектуры, если он где-то висит, логично начертать что-то вроде: «Нате, подавитесь!» Стоянки автомобилей возле многоэтажек огорожены все той же куцей зеленью, которая так и манит выходящего из машины автовладельца переступить ее. Ведь розы на этих газонах не возделывают. Большая удача, если на них вообще что-то высаживают и ухаживают за этим. Нетрудно заметить, что для застройщиков озеленение особенно сейчас, когда рынок стагнирует, досадная обуза. Ну а для разрешительной надстройки, как выясняется, хлеб с маслом. Вот и просят специалисты: давайте пилить быстрее, а озеленять где-нибудь в специальном месте, дайте кусок земли, чтобы там можно было втыкать саженцы. Воткнул (заплатил) и забыл. Примерно как и с квартирами в домах, которые обещают окружить всеми возможными удобствами, включая газоны, зону барбекю и прочее. А потом вместо этих удобств втыкают еще пару высоток. Крупнейший в городе застройщик построил две свечки на Соколова, оставив сначала между ними небольшой зазор — казалось, для крохотной зеленой зоны. Но не тут-то было. Решил, что уместнее будет воткнуть сюда коммерческое помещение. Чего куску фасада пропадать? И куда только смотрит ростовский департамент микрозелени?
Какими бы ни были регламенты, связанные с озеленением, а в них, как показывает практика, всегда можно найти лазейки, ставка на высотное строительство в центре Ростова будет неминуемо ухудшать ситуацию, и далеко не только с точки зрения количества зеленых зон. Бизнес-мышление в нынешнее время носит по известным причинам лихорадочный характер. Поэтому желательно время от времени прикладывать лед. Чтобы были желающие покупать квартиры в Ростове, жить здесь и рожать детей.