От льготных займов к снижению налогов
Депутаты Заксобрания предлагают использовать более эффективные меры поддержки бизнеса. Наиболее эффективные механизмы финансовой поддержки малого бизнеса обсудили на круглом столе в Законодательном Собрании. Председатель комитета ЗС по экономической политике Игорь Бураков полагает, что наряду с поиском новых форм такой поддержки, возможно, пора обсуждать и возможности снижения налогов для малого и среднего бизнеса.
Заместитель министра экономического развития области Евгений Дорошенко сообщил, что общая сумма финансовой поддержки региональных проектов малого бизнеса к 2024 году за счет всех бюджетов достигнет 5,8 млрд рублей.
По его словам, Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства (РРАПП) является головным институтом инфраструктуры поддержки предпринимательства. Наряду с ним работают Гарантийный фонд, Региональная лизинговая компания, Центр поддержки экспорта. В 2019 году на их докапитализацию будет потрачено почти 0,5 млрд рублей. В 2019 году планируется выдать не менее 1012 микрозаймов.
— При этом объем кредитования субъектов малого предпринимательства (СМП) в 2018 году достиг почти 200 млрд рублей, это 22,7% от общего количества кредитов, выданных в области.
По словам директора РРАПП Яны Куриновой, сегодняшняя капитализация агентства — 1,3 млрд рублей. К 2024 году этот показатель должен увеличиться до 3 млрд рублей:
— В 2019 году активный портфель агентства — 390 млн рублей, прирост — 29% к аналогичному периоду прошлого года. Объемы выдачи займов увеличились на 33%.
Она рассказала, что с 1 июля РРАПП запускает линейку новых финпродутов. Увеличивается размер максимального займа с 3 до 5 млн рублей, максимальная ставка снижается до 7,5% годовых. По словам Яны Куриновой, 54% получателей займов в РРАПП работают в сфере сельхозпроизводства. Агентство планирует расширение работы с начинающими предпринимателями, сейчас их всего около 7% среди заемщиков.
Ситуация постоянно меняется и наши инструменты должны постоянно учитывать новые обстоятельства, уверен Игорь Бураков.
Инфраструктура поддержки бизнеса, по его мнению, не должна подменять собой банки — эти организации, скорее, должны выдавать займы тем, кому трудно или дорого получать банковские кредиты.
— Микрофинансовые организации и Гарантийный фонд должны в большей степени фокусироваться на каких-то нишевых продуктах, которые не предоставляются банками. Может быть, ставку займов для предпринимателей, работающих на территориях опережающего социально-экономического развития (моногородах. — N), стоит еще больше снизить с нынешних 3,75% годовых до нуля, как это делает федеральный фонд поддержки моногородов, — предположил председатель комитета. — Возможно, наступает время предлагать в том числе федеральным властям какие-то другие формы поддержки. К примеру, с появлением профицита в бюджетах, я думаю, стоит предметно посмотреть на снижение налогов для малого и среднего бизнеса. От разговоров, которые идут уже примерно год с российским МЭР, нужно переходить к расчетам эффекта. Потому что это самый выгодный способ финансирования малого бизнеса. Предприятия лучше знают, куда им направить деньги на свое развитие.