«Бренд «Сделано в России» должен стать знаком качества»
Реализация экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства — одна из важнейших государственных экономических задач. В стране работает Российский экспортный центр, в регионах созданы структуры по поддержке экспортеров. О том, как работает «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области», рассказала его директор Евгения Гавриленко.
— Чем занимается ростовский Центр поддержки экспорта?
— Центр создан в 2012 году, и основная его задача — работа с малыми и средними предприятиями. Некоторые из них уже являются экспортерами и хотят расширить географию поставок или продуктовую линейку. Другие пока экспортом не занимались, но готовы к этому и не знают, с чего начать.
Традиционно мы работаем в двух направлениях. Первое — образовательное. Здесь мы сотрудничаем, главным образом, с предприятиями, не имеющими экспортного опыта. В рамках реализации образовательного проекта «Школа экспорта» Российского экспортного центра мы организуем 11 интересных семинаров. Каждый из них посвящен определенному этапу экспортного цикла: маркетинговое исследование, поиск партнера, таможенное законодательство, налогообложение и т. д. Кроме того, Центр приглашает всех желающих на свои семинары, круглые столы: так мы делимся знаниями, популяризируем экспортную деятельность или отвечаем на вопросы предприятий-экспортеров.
23 августа прошел семинар, посвященный возможным рискам при заключении внешнеторгового контракта. На 30 августа запланирован большой круглый стол «Логистика: оптимальный выбор». В качестве спикеров приглашены успешные экспортеры, которые сталкивались с проблемами и имеют опыт их разрешения.
Второе направление — выездные мероприятия. Мы организуем участие предпринимателей в бизнес-миссиях и выставках: устанавливаем коллективный стенд и приглашаем в качестве экспонентов предприятия Ростовской области. Мы принимаем участие в различных тематических выставках. Ростовская область — это не только развитый АПК, но и промышленность, стройиндустрия.
В конце августа в Сирии откроется 61-я Дамасская выставка. Мы понимаем, что страна возрождается после войны, есть большая потребность в стройматериалах, электроинструментах, сельхозпродукции. Здесь наши экспортеры смогут найти новый емкий рынок сбыта.
— Насколько успешны такие бизнес-миссии?
— В прошлом году у нас было четыре выставки, четыре бизнес-миссии. По итогам каждого мероприятия как минимум две компании заключили внешнеторговые контракты. В 2019 году у нас уже 24 таких предприятия. Наша цель — 90 организаций.
Мы активно осваиваем страны Ближнего Востока. Этот рынок нам очень интересен. Осенью прошлого года возили бизнес-миссию в Иран. 16 августа делегация предпринимателей вновь посетила Тегеран. 19 августа летали в Багдад (Ирак). В прошлом году мы принимали делегацию из Ирака, представителей торгово-промышленных палат из разных областей страны. Судя по интересу, который они проявили к продукции наших предпринимателей, этот рынок очень перспективен.
— Есть ли у Центра новые направления работы?
— Одно из них — регистрация предприятий на маркетплейсах, электронных торговых площадках. Сейчас мы тестируем три площадки. Первая — новая и активно развивающаяся Food2China. Мне рассказывали опытные экспортеры, что в Китае контейнер макарон продается за 15 минут. Там 2 мрлд жителей, которых надо кормить! Учитывая специфику нашей области, нам это очень интересно. Организаторы площадки прилагают много сил для ее продвижения. Например, проводят дегустации продуктов (пробной партии), приглашают дилеров торговых сетей или оптовиков, проводят онлайн мастер-классы по приготовлению блюд, малоизвестных в Китае. Жителям и бизнесу Китая все это очень интересно.
Вторая площадка — это известный ресурс Alibaba. Третья — Europages (попробуем продвинуть наши товары на рынок Европы). К примеру, один из наших партнеров производит пружины для сборки типографской продукции: блокнотов, календарей и т. п. (торговая марка «Вовкина пружинка»). Мы очень активно с ними работаем. У них уже есть небольшой экспортный опыт, и есть шанс расширить географию поставок. В Польше и Венгрии хорошо развита эта отрасль, аналогичная продукция закупается в Германии. Наша не уступает немецкой по качеству, но может успешно конкурировать по цене.
Я хотела бы пригласить малые и средние предприятия, заинтересованные в размещении своего товара на маркетплейсах. Производителям мы предоставляем эту услугу бесплатно.
— Судя по тому, что количество контрактов растет, за границей наконец оценили продукцию наших предприятий?
— У нас есть интересный экспортер — ООО «Базис». Его директор Сергей Малеев говорит: «Я очень хочу, чтобы бренд «Сделано в России» стал знаком качества». Это емкое выражение наших стремлений. Сейчас нам еще приходится доказывать, что «сделано в России» значит «сделано качественно». И наша цель — это доказать. Реклама