г. Ростов-на-Дону
20 сентября 2020 14:37:29

Налог на движимое имущество: быть или не быть?

Завкафедрой финансового права ЮФУ, член экспертного совета комитета госдумы РФ по финансовому рынку Юрий Колесников предупреждает о возможном снижении конкурентоспособности экономики Ростовской области в случае, если региональные власти не продлят в текущем году действие льготы по налогу на движимое имущество.
Налог на движимое имущество: быть или не быть? Юрий Колесников, член экспертного совета по страхованию при Госдуме РФ
Любой житель нашего региона испытывает чувство гордости, когда видит Ростовскую область в числе лидеров рейтингов инвестиционной привлекательности. Традиционно ежегодное инвестиционное послание губернатора региона наполнено ценными и полезными инициативами и новациями, направленными на его экономическое развитие. Минэкономики РО и Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства предлагают действительно впечатляющий спектр различных форм материальной и нематериальной помощи малому и среднему бизнесу. Однако среди этих форм, как правило, отсутствовало налоговое стимулирование развития региональной экономики, поскольку полномочия власти субъектов Федерации в сфере налогообложения были крайне ограничены.

Но ситуация определенным образом изменилась с 2018 года. Субъектам федерации переданы полномочия самостоятельно решать, брать им налог с движимого имущества или не брать. С одной стороны, с точки зрения эффективной налоговой политики движимое имущество облагаться налогом не должно. Но, с другой стороны, исходя из федеративного устройства если есть региональный налог, то субъекты, по логике, должны сами решать, что им облагать, что не облагать.

2017-й — последний год, когда благодаря федеральной льготе не облагалось налогом движимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств не раньше 2013 года и имеет срок полезного использования свыше трех лет.

Судьбу льготы на 2018-й и последующие годы каждый регион решает самостоятельно. Если по такому имуществу в регионе нет ни льгот, ни пониженных ставок, за 2018 год платить налог нужно по ставке 1,1%. При этом налог на движимое имущество обладает таким интересным свойством: в отличие от недвижимости он платится там, где зарегистрирован налогоплательщик. Поэтому, теоретически, если все будет развиваться в соответствии с принципами конкуренции, то все регионы должны будут рано или поздно отменить налог на движимое имущество, поскольку в противном случае налогоплательщики перерегистрируются туда, где он отменен, и все равно его не будут платить. Так, Законом г. Москвы от 21 февраля 2018 года сохранена льгота в отношении движимого имущества для московских налогоплательщиков до 1 января 2019 г. Аналогичные решения приняты и в других регионах, например в Санкт-Петербурге, Московской, Владимирской, Липецкой и Ивановской областях, Чеченской Республике.

Вместе с тем законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы (вплоть до полного освобождения) в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом региона к категории высокоэффективного оборудования. Таким образом, расширяются налоговые полномочия субъектов, особенно в части региональных налогов. Эту тенденцию можно проследить не только по новациям в отношении налога на движимое имущество, но и по туристическому и торговому сборам (пока в порядке эксперимента или пилотного проекта).

Не сомневаюсь в том, что в недрах комитета по бюджету, налогам и собственности Законодательного Собрания Ростовской области в настоящее время серьезно и вдумчиво прорабатывается законопроект по этому вопросу. С учетом текущего состояния бюджетных доходов региона, огромного регулирующего воздействия этого налога на экономический потенциал области и его перспективы, существенного увеличения налоговой нагрузки на бизнес в связи с отменой этой федеральной льготы одномоментно есть надежда на то, что эта льгота будет сохранена для всех ростовских предпринимателей или организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности (например, гостиничный бизнес, лизинговые компании, транспортные компании, оказывающие услуги для льготных категорий граждан, субъекты МСП), или как минимум установлена пониженная налоговая ставка (как это сделали в Тульской, Тюменской, Еврейской автономной областях — 0,5% и ниже).

Просмотров: 26316

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бизнес и власть
image
Борт под именем «Дон» авиакомпании «Азимут» теперь оформлен изображением яркого туристского бренда региона. Впервые самолет российской авиакомпании брендирован туристским брендом региона. Теперь «Вольный Дон» будет встречать гостей еще до их прибытия в Ростовскую область.
Бизнес и власть
image
По словам Константина Рачаловского, министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, достижению этого результата способствовали постоянная господдержка крестьян и использование достижений аграрной науки.
Бизнес и власть
image
«Индюшкин двор», дочерняя структура «Дамате», завезла в начале августа на бывшую площадку «Евродона» в Октябрьском районе Ростовской области первую партию индюшат в 50 тысяч голов. Проинспектировали площадку губернатор Ростовской области Василий Голубев и генеральный директор группы компаний «Дамате» Рашид Хайров.
Бизнес и власть
image
Управление капстроительства Ростова до 2 сентября собирает заявки подрядчиков, которые достроят трассы для занятия ВМХ и маунтинбайком на Гребном канале. По условиям конкурса завершить строительство нужно до конца года. Предыдущий исполнитель расторг контракт из-за невозможности приступить к началу выполнения основного объема работ по независящим от него причинам.
Реклама на сайте и в газете
Заказать