г. Ростов-на-Дону
01 октября 2020 18:09:11

Промышленность растет хорошо, но не повсеместно

Губернские власти рапортуют о высоких достижениях донской промышленности, которая за 9 месяцев этого года выросла на 8,5%. Похожие показатели в последний раз были в 2011 году, когда экономика восстанавливалась после кризиса. Нынешний всплеск в основном обусловлен успехами нескольких крупных предприятий, повального оживления промышленности не наблюдается.
Донской промышленный рост вызван преимущественно государственными вливаниями в ВПК (например, ОАО «Роствертол» нарастило производство на 32%), энергетический комплекс (инвестиции в производство и распределение энергии составили больше половины от общей суммы донских инвестиций), увеличением госзаказа на электровозы (НЭВЗ) и комбайны для Крыма («Ростсельмаш»). Кроме того, развивается добывающая промышленность, поскольку увеличились поставки угля в Украину и Крым.

К сожалению, эти денежные потоки не распределяются равномерно, не дают толчка для развития смежных производств. Донпром использует преимущественно импортные узлы и детали, даже подшипники и гайки уже везут из Китая, поэтому внушительные цифры роста на крупных машиностроительных предприятиях не вызывают развития малого и среднего бизнеса. Для примера можно взять Батайск — небольшой город, расположенный не в депрессивном районе, а наоборот, в максимальной близости к областному центру. За три квартала этого года индекс промышленного производства там снизился. Из 17 крупных и средних предприятий города 10 уменьшили производство продукции. Среди них и ранее успешные производители железобетонных изделий (МЖБК, «Стройдеталь»), производитель стеклопакетов для металлопластиковых конструкций (ООО «Гласс»), вагонное и эксплуатационное ремонтные депо.

В последние годы многим донским предприятиям перепадали заказы в связи с ведущейся по соседству крупной стройкой олимпийских объектов. Например, до января 2013 года производители железобетонных изделий поставляли продукцию в Сочи, потом продавали ЖБИ строителям железнодорожных путей, а также временных дорог. В этом году, несмотря на бум на строительном рынке, удвоение сданного в эксплуатацию жилья, донские предприятия стройиндустрии переживают кризис. Рельсы теперь прокладываются в основном на востоке страны (БАМ и Транссиб), поэтому пропали заказы от железнодорожников, развитие инженерной инфраструктуры в неосвоенных районах области, видимо, тоже не финансируется, поскольку нет заказов на ЖБИ для строительства временных дорог. А если сократит темпы и строительная отрасль? А если государство начнет сокращать свои расходы на ВПК? Что останется в запасе у Ростовской области для стимулирования промышленности?

Большие надежды возлагаются на приход иностранного инвестора на ТагАЗ. Но это опять сборочное производство из импортных комплектующих, причем авторынок сейчас не на подъеме. Еще одна точка роста на ближайшие годы — подготовка Ростова к ЧМ-2018 по футболу. Чтобы инвестированные туда деньги не осели только в карманах топ-менеджеров и неместных подрядчиков, донским властям надо проявить изобретательность. Кроме того, надо учитывать, что в годы кризисов государство первыми подводит своих подрядчиков, урезая бюджет. Неплохо было бы на этот случай дать бизнесу какие-то новые рычаги для спасения, с разработкой которых нужно поторопиться.

Просмотров: 8519

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бизнес и власть
image
Законодательное Собрание Ростовской области внесло поправки в областной закон о критериях, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты для предоставления земельных участков в аренду без торгов.
Бизнес и власть
image
Губернатор Василий Голубев поручил подготовить проект распоряжения, предусматривающий продление до конца 2020 года моратория на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса.
Бизнес и власть
До 1 января 2022 года продлевается в Ростовской области срок действия льготы по арендной плате за пользование государственным имуществом.
Бизнес и власть
image
Корректировка областного закона об инвестициях позволит увеличить не только сроки субсидирования процентных ставок по инвесткредитам, но и лимиты такого субсидирования. Как заявил председатель комитета Заксобрания по экономической политике Игорь Бураков, обсуждается возможность увеличить лимиты субсидирования на один проект с 50 млн рублей до 300 млн рублей.
Реклама на сайте и в газете
Заказать