Верят отзывам, не смотрят в диплом
ГК «Технологии» провела исследование среди ростовских предпринимателей, чтобы выяснить, какой консалтинг нужен заказчикам сегодня и по каким принципам они выбирают сторонних специалистов. Опрос показал: большинство управленцев ориентируются на отзывы знакомых и портфель уже реализованных специалистом проектов, предпочитают российских консультантов иностранным и желают получить сопровождение в процессе внедрения. Правда, далеко не все готовы отдельно оплачивать этот этап.
В опросе ГК «Технологии», посвященном потребностям ростовского бизнеса в консалтинге, приняли участие собственники почти 30 компаний, представляющих сферы услуг, торговли, производства, а также медицинскую отрасль. В числе опрошенных — «Санта», «Молодец», «Вкуснолюбов» и др. — При выборе компаний мы учитывали опыт обращения собственника за помощью в консалтинговую компанию, новаторский подход к работе и репутацию, а также открытость корпоративной политики, — объясняет управляющий партнер ГК «Технологии» Галина Агуреева.
Специалисты компании пришли к выводу, что при выборе бизнес-консультанта ростовские предприниматели ориентируются прежде всего на рекомендации знакомых и информацию о уже реализованных проектах: этот критерий назвали в качестве важнейшего 16 опрошенных. Наименьшее значение имеет диплом специалиста, а также полученные им сертификаты, научная степень и пр.
Чаще всего вопросы, которые призван решить привлеченный консультант, касаются маркетинга, финансов, а также организационного и управленческого консультирования.
Большинство опрошенных доверяет российским специалистам: местным (8 человек), а также столичным или федеральным (по 5 человек). Так, в торговой компании «Гранд Фанс» обращаются к местным консультантам, когда речь идет об аудите и обучении; к московским и федеральным — для решения вопросов, связанных с продажами и маркетингом. Решать проблемы с помощью иностранных специалистов предпочитают лишь в трех компаниях.
Некоторые бизнесмены отмечают, что одно из главных достоинств привлеченных консультантов — возможность взглянуть на ситуацию со стороны.
— Трехтомный отчет с описанием ситуации со всеми деталями может так и оставаться отчетом и не применяться в работе, не приносить никакой пользы, — считает генеральный директор компании «Вкуснолюбов» Артур Хачатрян. — А лаконичная и адресная обратная связь может быть использована. Для меня очень ценны точность и адресность сделанных консультантом выводов и предложений.
По данным Галины Агуреевой, большинство опрошенных утверждают, что им не хватает сопровождения изменений консультантом, но в то же время признаются, что пока не готовы отдельно оплачивать этот этап.