Управленцам предлагают поиграть
Деловые игры в учебных программах для руководителей становятся все более распространенными.
В этом деловом сезоне руководителям, уже освоившим базовые программы, предлагают в игровой форме «прорешать» бизнес-задачи и научиться принимать решения максимально слаженно и оперативно, а также увидеть свое реальное положение в возглавляемом коллективе. Продажников призывают осознать свою деятельность как неотделимую от маркетинговой стратегии работодателя. Провайдеры образовательных услуг для бизнеса утверждают, что менеджеры компаний, инвестирующих в обучение персонала, уже освоили стандартные программы для управленцев и теперь активно ищут новые образовательные продукты. Директор Human Factors Group Елена Агнаева считает актуальным вариантом бизнес-симуляции — моделирование и решение деловых задач в игровой форме.
— Они позволяют максимально задействовать и разум, и эмоции управленцев, а также увидеть сильные стороны и зоны развития управленческой команды, — отмечает г-жа Агнаева. — Структура обычных тренингов схожа: сначала мини-лекция, затем отработка навыков. В симуляциях стандартных модулей нет, действие начинается практически сразу. Занятия в таком формате хорошо выполняют и функцию командообразования. По ходу игры мы проводим диагностику системы корпоративного управления.
Ранее управляющий партнер консалтинговой группы «Классный час» Мария Шапорева отмечала рост числа запросов на отработку коммуникативных навыков руководителей предприятия. Собеседница N уточняет, что эта тенденция сохраняется, а деловые игры остаются одним из наиболее подходящих вариантов для укрепления управленческой команды и развития культуры принятия решений в группе. Для менеджеров в компании разработали игры «Управление отелем» и «Управление рестораном».
Директор ГК AVANTA Consulting Ирина Швец соглашается с тем, что руководители разного уровня все острее чувствуют потребность в обучении чему-то новому. В компании сделали ставку на психологические аспекты управления и разработали тренинг «Управление по ценностям». Занятие может быть двух- или трехдневным и проходит в группах для 8–12 руководителей.
— Очень часто поведение управленца в рабочем процессе основано на желании подчеркнуть свое превосходство, — говорит г-жа Швец. — Такой перекос не позволяет нормально выстроить работу в подразделении: все участники процесса ощущают дискомфорт. Тренинг помогает понять: сотрудничество возможно только между равными. Речь не об упразднении субординации, а о корректном отношении к людям и осознании подчиненных как партнеров. Занятие, в частности, помогает менеджеру осознать свое место в коллективе и понять, каким его видят подчиненные.
Примерно год назад в Human Factors стали внедрять системы развития персонала, в которых происходит параллельное обучение сотрудников и руководителей подразделений.
— В таких программах мы обучаем сотрудников основных прибылеобразующих структур — отделов продажи, сервиса и закупок, — поясняет г-жа Агнаева. — Руководитель параллельно осваивает технологии обучения на рабочем месте. В отличие от штатного тренера он всегда находится рядом с подчиненным и способен сделать посттренинговое обучение и внедрение навыков более эффективными.
За последнее время эту программу выбрали компания «РОВЕН», РПРЗ (в прошлом структурное подразделение «Ростсельмаша»), сейчас обучение проходит руководитель клиентской службы «Города Кофе».
— Мы рассчитываем, что в дальнейшем он будет на регулярной основе — не реже 2 раз в месяц — заниматься обучением сотрудников отдела, — говорит гендиректор компании Татьяна Ксенз. — Помимо освоения тренерских навыков он совместно со специалистами центра разрабатывает идеальный алгоритм работы подразделения, на который будет опираться в процессе самостоятельной работы. Обучение руководителя отдела позволяет нам существенно сэкономить: отпадает необходимость в заказе занятий со сторонними специалистами. Кроме того, в отличие от них наш сотрудник включен в рабочий процесс — ему проще отслеживать и корректировать сбои, а также анализировать и выполнять запросы подчиненных.
Г-жа Ксенз уточнила, что по стоимости проект подготовки руководителя сопоставим с размером его месячной зарплаты.
По данным бизнес-тренеров, наряду с программами для управленцев постоянно востребованы и тренинги продаж. «В структуре наших заказов они совокупно занимают примерно 60%, — уточняет Елена Агнаева. — Самыми популярными по продолжительности остаются двухдневные программы».
Директор Центра маркетинга и развития ИУБиПа Аркадий Мурзаев подчеркивает, что, как и менеджмент компаний, сотрудники отделов продаж сегодня нуждаются в более глубоких и системных знаниях. В последнее время ключевым продуктом центра для продажников стала программа «Продажи как средство маркетинговой коммуникации» — комплекс из нескольких тренингов.
— Мы объясняем, что продажники — это и маркетологи, — говорит г-н Мурзаев. — Их работа не может быть сведена к отправке прайс-листов и обсуждению скидок: взаимодействуя с контрагентом, такой сотрудник доносит идеи, цели, стремления компании до конечного потребителя и должен иметь представление о маркетинговой стратегии предприятия.
Среди основных этапов программы — анализ собственной деятельности: клиентской базы, истории продаж и др. Затем вырабатывается подход к клиентам, выявляются индивидуальные потребности. После проходит обсуждение с руководством компании планов по коррекции маркетинговой стратегии в связи с новым пониманием интересов и потребностей клиентов.
В целом бизнес-тренеры оценили спрос на свои услуги как стабильный, отметив при этом, что некоторые явления могут сигнализировать об ухудшении экономической ситуации. Так, Ирина Швец отмечает, что часть компаний, планировавших нанимать штатных бизнес-тренеров, отказалась от этой идеи. Кроме того, по данным эксперта, осенью работодатели стали сокращать персонал с дублирующими функциями. Елена Агнаева говорит о сокращении областной программы субсидирования образовательных проектов для малых и средних предприятий: «Год назад мы выполнили около 10 таких проектов, в этом успели сделать всего один — средства Минэкономики на эти цели неожиданно закончились».