Универсальные тренинги теряют актуальность
Компании стали более требовательны к программам обучения.
В условиях спада интереса к традиционным формам обучения участники рынка бизнес-образования ищут новые ниши. Управленцам в этом году предлагают более сжатые по времени тренинги и длительное сопровождение по их окончании. Один из игроков взялся за тренинги личностного роста и связывает с этим увеличение выручки в 3 раза. Директор компании Human Factors Елена Агнаева считает, что все чаще «компании не хотят универсальных таблеток, им нужен инструмент, заточенный именно под них».
— Поэтому мы составляем вместе программы и проводим серьезную предтренинговую диагностику. Есть общее место — техника аргументации презентации, но, например, компании, с которой мы работаем, важна специфическая аргументация, связанная с повышением стоимости именно их продуктов, — уточняет она.
По ее словам, если раньше компании были готовы обучить сотрудников «на всякий случай», то сегодня обращаются, только когда видят конкретную проблему.
В [A]5 соглашаются с тем, что компании стали более требовательны к программам обучения. По словам директора по продажам и развитию [А]5 Анны Новач, бизнес чувствует усталость от «веселых и зажигательных тренингов». Исходя из этого в компании разработали предложение, которое позволяет всю теоретическую часть выносить на самостоятельное изучение в формате онлайн-площадки, а на тренинге заниматься только отработкой навыков и «изменением модели поведения».
— Руководителю также предоставляется возможность отследить результаты теоретической подготовки, сам тренинг включает в себя ролевые и деловые игры, симуляции, разбор кейсов. Инструменты подбираются в зависимости от бизнес-задач, — говорит Анна Новач. — Формат «Коротко и по делу» позволяет в 1,5–2 раза сократить время обучения, оптимизировать бюджет.
В ГК AVANTA Consulting тоже видят смысл в уходе от стандартных и масштабных тренингов, в этом году в большей степени уделяют внимание занятиям по личностному росту для руководителей в небольших группах.
— Это позволило нам увеличить выручку в 3 раза, — поясняет гендиректор ГК AVANTA Consulting Ирина Швец. — У нас остаются навыковые тренинги, но спрос на традиционные предложения падает.
Кардинальным отличием это года, по ее словам, является потребность в длительной посттренинговой программе:
— Раньше тренинг проходил — и никто не отслеживал результаты, обратная связь была очень слабой.
Ирина Швец рассказала, что в последнее время руководители компании готовы «оплачивать почти индивидуальную работу» и переориентировать ценных сотрудников на другие должности внутри компании.
— Возможно, человек пришел по открытой вакансии продажника, но впоследствии выясняется, что он незаменим для компании как генератор новых идей, организатор. Принимается решение не увольнять, а переквалифицировать его. Все это более затратно по времени, но результат несоизмеримо выше. Одно дело — натаскивать человека, другое — максимально развивать его сильные стороны. Нельзя безногого заставить бежать быстрее, руководители компаний все чаще приходят к пониманию этого, — делится наблюдениями Ирина Швец.
В компании «Вкуснолюбов» управленческий персонал прошел тренинги по развитию эмоционального интеллекта и закрепил их бизнес-игрой.
— Задачей было развить навык целеполагания, подчинения эмоций цели, выявления и контроля деструктивных эмоций. Игра Fresh Bizz (форматом напоминает монополию. — N) должна была в первую очередь продемонстрировать, насколько управленцы развили в себе вышеперечисленные навыки, — рассказал N управляющий розничной сетью «Вкуснолюбов» Илья Терехов.
Линейный персонал знакомился с методами улаживания конфликтов и способами повышения продаж.
Во «Вкуснолюбове» сокращать бюджет на тренинги не собираются и присматриваются к предложениям по развитию нематериальной мотивации, принятию и внедрению непопулярных решений.