Российские автоперевозчики увеличили долю рынка
По итогам 2014 года объем рынка международных автомобильных грузоперевозок в ЮФО снизился на 6%. Российские перевозчики увеличили свою долю рынка до 39,8%. Донские компании из-за снижения объемов международных грузов и возросшей конкуренции переключаются на внутрироссийские направления. В среднем за год тарифы на международные автоперевозки выросли в рублях на 5–10%.
По данным Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), в ЮФО за весь 2014 год было перевезено 2,17 млн тонн грузов (без учета казахстанского и белорусского направлений), что на 6% меньше, чем годом ранее. Российским перевозчикам удалось перевезти на 3,8% грузов больше, поэтому их доля рынка увеличилась до 39,8% (см. инфографику).
Так, по итогам прошлого года заметно сократились перевозки импортных грузов (на 13,2%), доля которых в общем объеме составила 64,3%, но объемы грузов на экспорт выросли — на 10,3%.
Руководитель АСМАП в ЮФО Олег Татарченко пояснил, что заметно сократились объемы перевозок между ЮФО и его основным торговым партнером — Украиной — на 26%, Ираном — на 20%, Италией — на 7%. Но увеличились объемы перевозок с Нидерландами — на 65%, Грузией — на 41% и Азербайджаном — на 11%.
— В основном из Нидерландов везут продукты питания, не попавшие под санкции, — говорит г-н Татарченко. — Из Грузии импортируют минеральные воды, напитки, овощи и зелень. В Азербайджан отправляют трубы для нефтегазовой промышленности.
Олег Татарченко сообщил, что донским перевозчикам в 2014 году удалось перевезти больше грузов в международном направлении, но конкретных цифр к моменту верстки номера он предоставить не смог.
Один из участников АСМАП батайская транспортная компания «Бэхтранс», по словам ее директора Марселя Бэхтольда, в 2014 году снизила объемы перевезенных грузов и постепенно стала переходить на внутрироссийские направления.
— Сейчас мы продолжаем возить грузы в Германию, Францию и Швейцарию, — говорит г-н Бэхтольд. — В эти страны везем металл, древесину, в обратном направлении — оборудование. Многие международные перевозчики из-за снижения объемов грузов переключаются на внутренний рынок, но на российском рынке объемы перевозок также упали. В связи с этим тарифы на внутренние грузоперевозки немного снизились. В то же время из-за роста курсов валют выросли в цене ГСМ, запчасти и грузовые автомобили.
— Сейчас более 65% грузов, отправляемых в Россию из-за границы, перевозят иностранцы, — говорит один из участников рынка, попросивший об анонимности. — Транзитные страны — Польша, Белоруссия, Литва, пользуясь своим правом транзитера, постоянно перехватывают грузы. В этих странах государственная политика направлена на активное развитие сферы автоперевозок. Для сравнения: в России зарегистрировано 23–24 тыс. автомобилей, выполняющих международные рейсы, в Польше — 180 тыс. автомобилей, в Белоруссии — 18 тыс. автомобилей.
По данным АСМАП, общее количество организаций в ЮФО, имеющих допуск к международным автоперевозкам, снизилось в 2014 году с 418 до 408. Общее количество транспортных средств, допущенных на международные рейсы, увеличилось с 6220 до 6786 автомобилей.
По словам г-на Татарченко, за последний год тарифы на автоперевозки на экспорт выросли на 10%, на импорт — на 5%. По всей видимости, это стало возможным на фоне еще большего роста тарифов «РЖД». Так, с начала 2015 года «РЖД» повысили тариф на все грузоперевозки на 10%, а в январе подняли тарифы на перевозку любых экспортных грузов еще на 13,4%.
Однако один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что в пересчете на евро тарифы автоперевозчиков на экспорт не изменились, а на импорт, напротив, упали на 40%.