Покупки в интернет-магазинах удвоились
Ажиотажная скупка продуктов питания и товаров гигиены в последние две недели наблюдалась не только в обычных магазинах и на рынках, но и в интернет-супермаркетах и службах доставки. Им пришлось увеличивать запасы товаров и усиливать работу сайтов. Слегка поутихшее волнение в начале прошлой недели вновь ожило после выступления президента Владимира Путина.
Аналитики Big Data X5 Retail Group выяснили, что в период с 9 по 22 марта более 50% покупателей «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели» делали закупки впрок на ограниченный топовый ассортимент товаров длительного хранения. В период активных покупок продажи мясных консервов выросли в 38 раз, замороженной продукции — почти в 30 раз, овощей — в 29 раз, круп — 25,5 раза, сахара — в 24,6 раза, соли — в 19,7 раза.
В интернет-магазинах ажиотаж был слабее, но тенденция повторялась.
— С 13 марта спрос на доставку продуктов и ежедневное количество заказов от клиентов «СберМаркета» выросли в 2-2,5 раза по всем городам присутствия сервиса, включая Ростов-на-Дону. Средний вес заказа увеличился на 8 кг — с 22 до 30 кг, — сообщили N в пресс-службе «СберМаркета». — В начале недели 16-22 марта спрос на продукты длительного хранения (крупы, бакалею, макаронные изделия) и товары личной гигиены (туалетная бумага, гигиенические салфетки) вырос значительно. Продажи отдельных товарных категорий выросли в 2 раза и более. Пик ажиотажа пришелся на 17-19 марта. К концу недели ажиотажный спрос на эти категории товаров снизился — в число популярных товаров вернулись бананы, молоко, сахар, свежие овощи и фрукты. Эти товары заказывают регулярно. Однако с 25 марта мы вновь наблюдаем постепенное увеличение количества заказов от клиентов по всей стране. В период ажиотажного спроса были заняты все доступные временные интервалы для доставки заказов на несколько дней вперед.
«СберМаркет» усилил ИТ-инфраструктуру, чтобы поддержать стабильную работу сайта и приложения, а также начал расширять команду сборщиков заказов и курьеров.
Директор интернет-гипермаркета Storum-City Елена Коба подтвердила аналогичные тенденции.
— На неделе с 16 по 22 марта спрос на бакалею, мясные и рыбные консервы, бумажные и антибактериальные изделия, продукты гигиены вырос на 70% по сравнению со средним уровнем, — отметила Елена Коба. — Нам пришлось утроить запасы по этим категориям товаров. Цены мы не меняли. Срок выполнения доставки сдвинулся — в пиковые дни приходилось выполнять заказы до полуночи. В начале недели с 23 по 29 марта объем заказов оставался завышенным, но количество клиентов упало. Спрос был примерно на 30% выше обычного уровня.
С 10 по 23 марта количество ростовских заказов на маркетплейсе «Беру» выросло на 20%. На неделе 16-22 марта ростовчане заказали на 70% товаров больше, чем за неделю до этого. Сильнее всего вырос спрос на дезинфицирующие средства (в 7 раз). В 5 раз больше ростовчане стали заказывать бытовую химию, в 3 раза — средства гигиены, бакалейные товары и консервы, а более чем в 2 раза — медицинские материалы. В 4,5 раза вырос спрос на товары для выпечки. Многие, видимо, задумались, чем занять себя в вынужденные выходные — в 2,5 раза больше заказано товаров для хобби и творчества.
Также ростовчане стали отдавать предпочтение курьерской доставке взамен собственной поездке в логистический центр маркетплейса — ее доля дошла до 50%. Впрочем, ростовчане сократили передвижение по городу, но пока не боятся прихода незнакомых людей. По словам Елены Коба, не было пожеланий от клиентов оставлять привезенные продукты на расстоянии от курьера.
Поведение покупателей теперь очень сильно зависит от новостей и слухов.
— Если в отдельных городах появляются новости о возможных ограничениях, то мы сразу же видим увеличение количества оформленных заказов от клиентов, — сообщили в «СберМаркете». — Мы предполагаем, что в ближайшее время высокий спрос на доставку продуктов и товаров первой необходимости будет сохраняться.
— В текущей ситуации бизнес столкнется со сложностями: рост покупок в онлайне будет опережать возможности автопарков и курьеров, — предполагает Данил Шелехов, руководитель «Яндекс.Маршрутизации». — Будет необходимо оптимизировать маршруты, чтобы доставлять больше заказов в тех же временных рамках и с теми же ресурсами.
По подсчетам этого сервиса, среднее число маршрутов, построенных бизнесами в марте, выросло на 30% по сравнению с февралем.
В компании ожидают, что в условиях такого роста автоматизация доставки понадобится компаниям различного масштаба из сфер доставки еды, онлайн-торговли, курьерских и сервисных служб. Кроме того, планирование маршрутов будет расти в новых сферах, например, в фармацевтической рознице со стартом доставки безрецептурных лекарств.