В корпоративном сегменте рынка продолжается борьба мобильных платформ
Если розничный рынок операционных систем для смартфонов и планшетов по большому счету поделен между двумя крупнейшими игроками, то в корпоративном сегменте продолжается активная борьба. Здесь крупнейшие платформы оказались под сильным давлением двух активных новичков, каждый из которых имеет собственные преимущества.
Небольшая таганрогская компания по продаже металлопродукции и промышленного оборудования закупила для своих сотрудников в качестве средства служебной связи около 10 коммуникаторов BlackBerry канадской компании RIM. Причиной использования этой сравнительно экзотической для России платформы стало желание руководства обеспечить разъездной персонал средством оперативной связи между собой и с центральным офисом не только по голосовой связи, но и с помощью электронной почты: платформа RIM славится высокой степенью защиты данных, передаваемых по e-mail. Кроме того, коммуникаторы BlackBerry позволяют сотрудникам компании подключаться к частной сети предприятия (VPN) через интернет и работать с корпоративными ресурсами — базами данных, ERP- и CRM-системами и т. п., а также получать доступ к документам, размещенным на личном компьютере сотрудника.
Аппараты приобретались у мобильного оператора вместе с корпоративным тарифным планом, стоимость каждого из них составила около 7 тыс. рублей.
— В качестве личных телефонов работники используют что хотят, но вести с их помощью деловые переговоры или переписку запрещено, — говорит руководитель компании. — Точно не могу сказать, но среди собственных аппаратов преобладают Nokia (платформа Symbian. — N) и телефоны на базе Android. У меня самого — два iPhone (операционная система iOS. — N).
Крупнейшими мобильными платформами на данный момент являются Android (разработка корпорации Google) и эпловская iOS. Первая, по данным интернет-портала IGN, на данный момент контролирует около 43% мирового рынка смартфонов, на долю второй приходится 28,3%. Однако в сегменте планшетных компьютеров более прочные позиции у Apple как у создателя этого рынка. Мобильная платформа от Microsoft, Windows Phone 7, пока в аутсайдерах с 1,2%. Значительная доля все еще приходится на Symbian, однако эта система уходит с рынка не позже 2016 года, о чем уже заявила Nokia.
В качестве основных преимуществ iOS эксперты называют ее простоту, надежность и гарантию того, что приложения, купленные или скачанные бесплатно в онлайн-магазине AppStore, будут поддерживаться и обновляться. Слабая сторона эпловских устройств — сравнительная дороговизна (от 10 тыс. рублей за коммуникатор iPhone и от 19 тыс. рублей за планшет iPad в зависимости от поколения, по данным торговой системы «Яндекс.Маркет»), а также ориентированность скорее на развлечения, чем на работу. Плюсы Android — в огромном разнообразии смартфонов и планшетов, на которые устанавливается данная система, и их быстродействии, а также в широком диапазоне цен: смартфон под управлением этой ОС можно купить за сумму от 3 тыс. рублей (данные интернет-магазина «Связной»), планшет будет стоить от 6 тыс. рублей.
Впрочем, в корпоративном сегменте картина совершенно иная. Здесь и Apple, и Google чувствуют себя менее уверенно, зато у Microsoft и RIM позиции значительно прочнее, чем в рознице.
По мнению коммерческого директора компании «1С-ГЭНДАЛЬФ» Владимира Трофимова, это связано с тем, что приложения под iOS и Android плохо интегрируются с корпоративными ресурсами, такими как внутренние порталы компаний, электронная почта и т. п., а также с офисными приложениями. Поскольку крупнейшим на данный момент разработчиком последних является Microsoft, его мобильная платформа в корпоративном сегменте продвигается значительно активнее, чем в рознице, несмотря на то что, по данным «Связного», стоимость смартфонов на базе операционной системы WP7 начинается от 10 тыс. рублей (основные производители — Samsung и HTC).
Что же касается BlackBerry, то ее активному продвижению в корпоративном сегменте способствуют мобильные операторы Большой тройки, которые строят на базе платформы RIM по заказу клиентов сети с защищенным (настолько, что в некоторых странах мира смартфоны BlackBerry попросту запрещены) доступом ко всем корпоративным ресурсам компании.