Телекоммуникационные услуги в одном пакете
В нынешнем году крупнейшие телекоммуникационные компании будут продвигать в корпоративном сегменте комплексные предложения, состоящие из мобильной и фиксированной телефонии, передачи данных и проводного широкополосного интернет-доступа (ШПД). Данные продукты позволяют сократить совокупные расходы абонента на связь на 15–20%. Это приведет к тому, что и нишевые операторы, предоставляющие отдельные телекоммуникационные услуги, будут вынуждены снижать свои расценки.
В нынешнем году «МТС» и «МегаФон» продолжат интеграцию своих подразделений мобильной и фиксированной телефонии. Первая компания в прошлом году внедрила единый биллинг (ведение лицевого счета) для пользователей сети бывшего «КОМСТАРА» в Ростовской области, сообщил директор ростовского филиала «МТС» Денис Лысов. Это позволит компании предоставлять пользователям так называемые конвергентные услуги связи (объединяют ШПД с фиксированной и мобильной телефонией) и выставлять единый счет на их оплату. О намерении развиваться в том же направлении говорят и в «МегаФоне», который только в прошлом году начал эксплуатировать проводные сети новоприобретенной «Синтерры». Стоит отметить, что последняя развивала ШПД в первую очередь в корпоративном сегменте. В 2012 г. комплексные решения станут одним из основных направлений для «МегаФона», добавляет руководитель отдела по связям с общественностью кавказского филиала компании Ольга Игошкина. Что касается единственного из членов «большой тройки», уже завершившего интеграцию проводных и мобильных активов, «ВымпелКома», то он также планирует уделить привлечению кросс-клиентов (т. е. клиентов, использующих все виды связи, предоставляемые оператором) большое внимание. По различным оценкам, экономия, которой может достичь абонент за счет использования различных видов связи от одного провайдера, составляет 15–20%, говорит начальник отдела продаж малому и среднему бизнесу ростовского филиала оператора Олеся Маглий.
По словам директора по корпоративному бизнесу ростовского филиала «ВымпелКома» Александра Васильева, фиксированно-мобильная конвергенция (FMC) станет одним из основных направлений развития оператора в Ростовской области. Способствовать росту спроса на нее будут возможности экономии, которые FMC предоставляет своим пользователям. Экономический эффект в данном случае достигается за счет введения коротких номеров как на стационарных, так и на мобильных телефонах корпоративного клиента. В результате расходы абонентов на междугородные звонки сокращаются в несколько раз. К примеру, для сотрудников завода «Роствертол» (эксплуатирует сеть, построенную по технологии FMC), использующих корпоративную мобильную связь, минута разговора с другими абонентами на предприятии стоит около 10 копеек вне зависимости от того, где они находятся. В среднем пользователь FMC снижает свои затраты на связь на 30%.
По мнению одного из экспертов рынка, эта тенденция может привести к выравниванию позиций провайдеров в корпоративном сегменте мобильной связи (по собственным данным, сейчас 45% этого рынка по численности пользователей — у «МТС»). Объединенные операторы будут опираться в первую очередь на проводные оптоволоконные сети (ВОЛС), привлекая подключенные к ним компании в качестве пользователей мобильной связи и проводной телефонии. Эксперт объясняет это тем, что технологии ШПД на базе мобильных стандартов GSM или UMTS (3G) пока не могут стать полноценной заменой проводному доступу, особенно для компаний, заинтересованных в использовании безлимитных тарифов, которые у сотовых операторов отсутствуют. Кроме того, строительство ВОЛС — затратное мероприятие, и провайдеру проще попытаться убедить своего «проводного» абонента использовать мобильную связь той же компании, чем прокладывать «волокно» до офиса клиента, использующего корпоративный тариф сотовой связи. Поэтому возможен переход пользователей мобильной связи от одного оператора к другому и в обратном направлении, считает эксперт.
Ценовая борьба «большой тройки» вынудит нишевых игроков, например не располагающую проводными активами Tele2 и слабый в мобильной связи «Ростелеком», также заняться снижением цен. Им придется предоставлять абонентам наиболее выгодные условия именно в своем сегменте, т. е. сотовой связи или проводном ШПД. Tele2 по-прежнему делает ставку на стоимость услуг. Как сообщил коммерческий директор южного филиала компании Роман Русских, компания «продолжит придерживаться позиции дискаунтера» и предлагать прозрачную линейку корпоративных тарифов (в настоящее время их всего три, к лету планируется запуск четвертого). Если условия шведского оператора окажутся более выгодными, чем предложения «большой тройки», то он вполне может сдержать проникновение на рынок комплексных телекоммуникационных услуг.