Онлайн требует роста мощностей и диагоналей
Рост потребления цифровых услуг в нынешнем году вызвал увеличение продаж мобильных устройств. Пользователи покупали новые модели, мощность которых позволяет комфортно использовать их для видеосвязи, онлайн-обучения и потребления «тяжелого» контента. Эти тенденции повлекли за собой рост объемов трафика в мобильных сетях, поэтому операторы активно работали над повышением их емкости и скорости передачи данных.
Одним из главных трендов экономики стал в нынешнем году стремительный выход в интернет даже самых консервативных отраслей бизнеса. В первом полугодии, на которое пришлось действие самых жестких ограничительных мер, введенных из-за пандемии, объемы онлайн-продаж товаров и услуг выросли в России практически вдвое, свидетельствуют данные исследования, проведенного Ассоциацией компаний интернет-торговли. Впервые в истории доля e-commerce на отечественном розничном рынке превысила 10%.
На одном уровне с рынком — в два раза — выросли продажи продуктов питания и объемы доставки готовой еды из заведений общепита. А лидером по темпам роста стал сегмент потребительских товаров. Это достаточно консервативный рынок, процесс цифровизации которого до пандемии шел достаточно медленно, однако в нынешнем году, показывают исследования, он продемонстрировал увеличение объемов e-commerce в 4,3 раза.
После снятия ограничительных мер обороты онлайн-торговли несколько снизились, но к доизоляционным показателям уже не вернулись: многие потребители оценили удобства, которые обеспечивает возможность сделать покупку, не выходя из дома. Эксперты прогнозируют, что рост объема интернет-продаж продолжится, а его темпы составят около 33% ежегодно до 2024 года.
Еще один динамично развивающийся онлайн-рынок связан с образовательными услугами. В нерабочие дни многие россияне стали осваивать новые навыки, пересматривать приоритеты и искать работу в других отраслях или искать возможности трудоустройства после потери работы из-за экономического кризиса. Кроме того, в онлайн перешла значительная часть школьного и профессионального образования и дополнительных занятий для детей.
Претерпел изменение и досуг россиян. В частности, аудитория виртуальных кинотеатров выросла в период действия наиболее жестких ограничений на 50-100%. В настоящее время в некоторых регионах офлайновые кинозалы все еще закрыты, в других — по-прежнему предъявляют требования к количеству зрителей и дистанции между ними. В этих условиях их посещаемость неизбежно снижается. В сентябре доля пользователей онлайн-кинотеатров, которые готовы платить за их контент, выросла более чем вдвое — с 19% до 39%, сообщает в своем исследовании TelecomDaily. Пошли в онлайн и другие lifestyle-услуги — от спортивных тренировок до интеллектуальных квизов.
Большинство российских интернет-пользователей для выхода в сеть используют смартфон. Это не новая для рынка ситуация — мобильная операционная система Android обогнала по объемам потребления трафика Windows еще в 2015 году. На данный момент выходят в интернет со смартфонов 68% пользователей. Доля компьютеров и ноутбуков заметно ниже — она составляет только 51%, показывает исследование компании Mediascope. Кроме того, мобильные пользователи проводят в интернете больше времени — в среднем более трех часов в сутки. Для десктопов этот показатель составляет менее двух часов.
Все эти тенденции привели к росту спроса на современные смартфоны с высоким быстродействием и большой диагональю экрана, которая более удобна для просмотра видео, компьютерных игр, онлайн-образования и видеоконференций.