Облака спускаются на землю
Из модной темы для обсуждения в профессиональных кругах облачные технологии превращаются в рабочий инструмент для малого и среднего бизнеса.
Размещение систем корпоративного управления и учета в центрах обработки данных (ЦОД) интернет-провайдеров или компаний, специализирующихся на предоставлении подобных услуг (см. материал на с. 15), становится все более популярным шагом среди ростовских компаний малого и среднего бизнеса. Связано это со снижением остроты проблем, ранее сдерживавших проникновение облачных технологий, главными из которых были отсутствие возможности обеспечить бесперебойность интернет-соединения и опасение перед размещением коммерческой информации на сторонних ресурсах. Рост интереса к использованию услуг ЦОДов фиксируют все опрошенные N интернет-провайдеры. По словам главы ростовского представительства оператора Orange Business Services Евгения Галалу, количество запросов успело значительно возрасти уже с начала нынешнего года. Orange располагает ЦОДом в Ростове, уточняет г-н Галалу, его наличие — важный фактор для продвижения облачных услуг совместно с рядом крупных вендоров оборудования и программного обеспечения, таких как Cisco, EMC и VMware. Представитель «Ростелекома» сообщил, что у оператора есть мощный ЦОД в Краснодаре, построенный для обработки и хранения видеоинформации с веб-камер на избирательных участках, который может быть использован также для размещения клиентской информации и программного обеспечения.
Стоит отметить, что основную ставку в продвижении услуг своих центров обработки данных операторы делают на крупный бизнес и предприятия из верхней части среднего сегмента. Один из экспертов телекоммуникационного рынка объясняет это в первую очередь большей информированностью таких клиентов о новых технологических решениях и их преимуществах, а также большую по сравнению с малыми предприятиями доходность этой клиентской группы.
— У больших компаний, тех же банков, больше возможностей в плане обеспечения бесперебойного интернет-соединения, которое необходимо для полноценного использования облаков, — рассуждает эксперт. — Кроме того, они уже успели разобраться в вопросах безопасности и поняли, что IT-компании, владеющие ЦОДами, как правило, обеспечивают более надежную защиту информации, чем сами клиенты.
Тем не менее спрос на услуги внешних ЦОДов растет и среди небольших предприятий. Евгений Галалу сообщил, что в этом сегменте популярна услуга аренды места в серверных стойках на площадке провайдера, где клиент размещает собственное оборудование.
— Обычно это 3–4 юнита (отдельных сервера. — N) в стойке плюс подключение к интернету, — уточнил г-н Галалу. — Наиболее востребовано размещение серверов с критически важными данными и сервисами, такими как интернет-магазины, резервные базы данных и сетевые приложения. Ширина канала, который приходится на каждого клиента, зависит от инфраструктуры, которую он размещает на нашей площадке, и задач, которые он перед собой при этом ставит. Как правило, это 10–20 Мбит/с.
— Прежде всего, эта услуга пользуется спросом у компаний, которые обмениваются большими базами данных — это интернет-магазины, платежные системы, разработчики веб-сайтов, — говорит коммерческий директор ТТК-Кавказ Александр Яковенко. Средняя сумма счета за использование ЦОДа Orange в сегменте небольших компаний составляет 4–15 тыс. рублей. Построить собственный дата-центр обойдется куда дороже, добавляет Евгений Галалу. Из-за необходимости обеспечить условия для капризного серверного оборудования на каждый квадратный метр площади придется потратить несколько тысяч долларов без учета стоимости самих серверов и последующих расходов — на электроэнергию, зарплату и т. п.
— Строительство собственного крупного ЦОД будет стоить не менее $ 1 млн, а окупится он не ранее чем через 15 лет, — присоединяется к этому мнению собеседник N в «Ростелекоме». — Тем более что в экономике подъемы чередуются с кризисами, в результате чего загрузка оборудования то падает, то растет и в среднем составляет 15–18% — остальные мощности большую часть времени простаивают, тем не менее расходы на их обслуживание никуда не деваются. Использование стороннего ЦОДа позволяет арендовать мощности в зависимости от нагрузки.
Сдерживающими факторами для проникновения облачных технологий продолжают оставаться невысокая средняя скорость интернет-соединения и возможность перебоев в его работе. Участники телекоммуникационного рынка, однако, указывают на то, что в настоящее время у пользователя достаточно возможностей для создания резервных каналов доступа, с использованием, например, беспроводных технологий. Директор ростовского филиала WiMax-провайдера Virgin Connect Максим Ильяшенко сообщил, что компания может обеспечить широкополосным доступом даже предприятия, расположенные в удаленных районах, создав канал шириной до 100 Мбит/c. Однако наиболее популярен тариф, предусматривающий скорость доступа до 512 кбит/с, добавил г-н Ильяшенко. Средний бюджет использования ШПД от Virgin составляет 3–8 тыс. рублей в месяц. У оператора «Энфорта», также работающего на базе технологии WiMax, скорость доступа колеблется в пределах 2–10 Мбит/с.
Среди факторов, которые будут способствовать росту популярности облачных технологий, коммерческий директор компании «1С-ГЭНДАЛЬФ» Владимир Трофимов называет развитие телекоммуникационного рынка, возможность не держать дорогостоящую технику в офисе и сравнительно невысокую стоимость ее использования.
— На данный момент рынок только начинает формировать спрос, — говорит г-н Трофимов. — Фирма «1С» уже выпустила несколько типовых решений с возможностью работы в облаках. С появлением работающих приложений перевод систем корпоративного управления на облачную платформу вполне реален, хотя в нынешнем году я массового перехода в облака не ожидаю.