Из-за скачка спроса возник дефицит карт памяти для онлайн-касс
Ростовские компании, занимающиеся поставкой онлайн-касс, зафиксировали резкую активизацию их закупок в июне. В федеральном законе «О применении контрольно-кассовой техники» (54-ФЗ) срок для начала использования онлайн-касс был установлен на 1 июля. По мнению экспертов рынка, многие организации и ИП надеялись, что вступление закона в силу будет отложено. Из-за скачка спроса пользователи онлайн-касс в нынешнем году, как и в прошлом, столкнулись с дефицитом фискальных накопителей.
После завершения «третьей волны» кассовой реформы право не применять онлайн-кассы сохранилось, временно или постоянно, лишь у небольшой части юридических лиц и ИП. Отсрочку до 1 июля 2021 года получили предприниматели, не имеющие наемного персонала, а полное освобождение от необходимости использовать контрольно-кассовую технику — продавцы бахил, ИП, торгующие билетами в государственные и муниципальные театры (кроме интернет-продаж), ТСЖ, жилищно-строительные кооперативы и т. д. Весь остальной малый бизнес должен установить ККТ, подключенную к сетям операторов фискальных данных (ОФД, операторы связи, передающие информацию с онлайн-касс в ФНС) и оснащенную фискальными накопителями (чип, на котором сохраняется информация о каждой проведенной через кассу продаже). Поставщики этих видов оборудования отмечают, что спрос на онлайн-кассы накануне вступления новой версии 54-ФЗ в силу оказался значительно выше, чем месяцем ранее.
— Ростовский бизнес оказался слабо готов к введению онлайн-касс, — говорит руководитель отдела демонстраций и продаж компании «Гэндальф» Людмила Харченко. — Многие до последнего надеялись, что хотя бы некоторые пункты 54-ФЗ отменят или перенесут. Поэтому основная волна закупок и установок онлайн-касс началась не заранее, а буквально за пару недель до вступления закона в силу.
По словам директора «МТС» в Ростовской области Игоря Марьясова, спрос на онлайн-кассы в июне оказался почти в семь раз выше, чем месяцем ранее, причем пик продаж пришелся на последнюю неделю месяца.
— По нашим данным, во время «третьей волны» кассовой реформы на использование онлайн-устройств перешли около 75% предпринимателей, которые должны были приобрести новую ККТ в соответствии с требованиями ФЗ-54, — добавил г-н Марьясов.
Ажиотажный спрос в июне привел к дефициту фискальных накопителей и росту цен на онлайн-кассы, сообщила Людмила Харченко, от чего пострадали компании и ИП, которые отложили покупку этого оборудования на последний момент. С нехваткой фискальных накопителей столкнулись даже авторизованные сервисные центры, занимающиеся их продажей и обслуживанием, складские запасы которых оказались не рассчитаны на рост спроса в несколько раз.
Игорь Марьясов отметил, что в нынешнем году около 50% клиентов, обратившихся в МТС за онлайн-кассами, предпочли взять их в аренду. По мнению эксперта, это связано с тем, что не все предприниматели готовы к единовременным затратам на новую ККТ. Их сумма с учетом оплаты услуг ОФД, стоимости фискального накопителя и активации устройства составляет 25-40 тыс. рублей. Людмила Харченко оценивает среднюю стоимость онлайн-кассы в 18 тыс. рублей, заключение договора с ОФД обходится пользователю еще в 6,5 тыс. рублей. Директор ростовского филиала ПАО «МегаФон» Алексей Барков сообщил, что оператор предлагает коробочные решения, включающие в себя онлайн-кассу, SIM-карту для передачи данных и услуги ОФД за 15-23 тыс. рублей. При этом стоимость аренды того же комплекта (при использовании кассового аппарата «Эвотор 5») — 1500 рублей в месяц. У «МТС» месячная арендная плата за аналогичный комплект составляет от 1700 рублей, за 2300 рублей клиент получает расширенный пакет, в который входит активация и настройка кассы, а также обучение пользователя работе с ней.
Отсутствие у малого бизнеса необходимых навыков работы с онлайн-кассами — еще одно последствие приобретения этого оборудования в последний момент, считает Людмила Харченко.
— Люди не готовились к установке онлайн-касс, не тестировали их и теперь учатся на ходу, — говорит она. — Поэтому мы рекомендуем клиентам покупать абонентское обслуживание — по сути, техподдержку. От него часто отказываются, а потом оказывается, что очень зря.
При выборе конкретной модели онлайн-кассы эксперты рекомендуют ориентироваться на количество позиций в ассортименте, наличию в нем таких категорий, как табачная и алкогольная продукция, а также подбирать оборудование с функцией автономной работы для выездной торговли.
— Онлайн-кассы делятся на три группы: автономные (кнопочные) кассы, фискальные регистраторы (принтер для чеков, подключаемый к компьютеру) и смарт-терминалы (кассы планшетного типа), — объясняет Игорь Марьясов. — При выборе модели нужно учитывать специфику бизнеса, особенности ассортимента и интернет-соединения. Если вы продаете алкоголь или маркированные товары, то использование автономных касс будет проблематичным — их придется перепрошивать и подключать к компьютеру. Поэтому стоит сразу выбирать аппараты, которые могут сканировать коды маркировки и работают с системами учета, ЕГАИС, информационными системами маркировки. Если бизнес ведется на одной точке — подойдет стационарная модель с большим экраном. Для выездной торговли товарами или услугами потребуется мобильная онлайн-касса. При нестабильном интернет-соединении нужны терминалы, которые могут работать с любым типом подключения к сети.
Людмила Харченко добавляет, что автономные кассы рассчитаны на небольшой ассортимент товара, если он шире 10 позиций, то использовать их сложно. Фискальные регистраторы требуют наличия учетных систем, чаще всего — продуктов «1С». При выборе модели в этом случае нужно учесть среднее количество чеков в день. Среди наиболее популярных производителей автономных касс и фискальных регистраторов г-жа Харченко называет компании «Атол», «Штрих-М» и «Вики принт». Что касается смарт-терминалов, то это планшеты со специальным программным обеспечением и кассовые операторы в одном корпусе. В этом сегменте спросом пользуются устройства «Эвотор» и aQsi, говорит эксперт.