Рост тарифов на автоперевозки зерна скажется на прибыли аграриев
Тарифы на перевозку зерна автотранспортом в ЮФО во второй половине сентября выросли на 10–15%. Это может быть связано с вступлением в силу 15 сентября «Меморандума о противодействии нарушению весогабаритных норм при автоперевозках сельхозпродукции».
Меморандум был инициирован Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК. Подписавшие его стороны (по данным ассоциации, это уже 61 грузоотправитель, 34 перевозчика, 200 элеваторов, 25 агрохолдингов) взяли на себя обязательства не допускать перегруз автотранспорта при транспортировке зерна. Соглашение призвано переломить сложившуюся практику, когда разрешенный вес превышался в 2–3 раза, что позволяло нарушителям экономить на логистике и извлекать необоснованную прибыль, а также приводило к занижению тарифов, несмотря на рост издержек перевозчиков. После 15 сентября услуги по перевозке зерна автотранспортом дорожали в основном в Южном федеральном округе: рост цен составил 10–15% к первой декаде сентября, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя Минтранса.
Издание проанализировало сложившуюся ситуацию с привлечением экспертов. Большинство из них сошлись на том, что рост тарифов неизбежен, и рынок к нему готов. Это логично, ведь одной из целей меморандума и было справедливое ценообразование в автоперевозках зерна, считает руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский. По мнению исполнительного директора Ассоциации добросовестных участников рынка АПК Екатерины Рогановой, цены поднимают только те, кто работал с перегрузами. Так, московская компании «Би ай гранум», автопарк которой базируется в Ростове-на-Дону, свои тарифы не повышала, поскольку до этого работала без нарушений, сообщил изданию ее коммерческий директор Алексей Чижевский.
В ТД «Риф» (крупнейший экспортер зерна, зарегистрирован в Ростовской области) «Ведомостям» рассказали, что компания в большинстве сделок не занимается логистикой, это затраты производителей, которые включают их в закупочную цену. Так что рост тарифов на перевозки повысил издержки трейдера опосредованно и стал лишь одним из факторов роста закупочных цен, считает гендиректор «Рифа» Марина Турянская.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут считает, что в сложившейся ситуации основная нагрузка ляжет на сельхозпроизводителей: им придется снижать маржу, чтобы «вписываться» в рыночные цены. Хотя, например, на издержки агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система», один из крупнейших землевладельцев в Ростовской области) повышение тарифов не повлияло, поскольку он изначально перевозил зерно номинальным весом, сообщил «Ведомостям» гендиректор агрохолдинга Андрей Недужко.
Мнение Александра Корбута подтверждает опрос портала «Агроинвестор». Опрошенные аграрии сошлись на том, что удорожание перевозок сказывается именно на них. «Тарифы на перевозку зерна выросли на 10-15%, и эту цену заплатили именно мы как сельхозпроизводители, а не трейдеры. Для нас это достаточно существенный рост», — цитирует издание директора донской группы компаний «Светлый» Николая Гончарова. Он считает проблему перегрузов серьезной: из-за них портятся дороги, но, по его мнению, эффективнее было бы вместо меморандума организовать весовой контроль на трассах.