Московские зернотрейдеры теснят донских
Крупнейший зернотрейдер в России донской ТД «РИФ» по итогам 2019 года сократил выручку на 38%, прибыль — на 29%. Эксперты объясняют это усилением конкуренции и появлением на рынке серьезного игрока в лице банка ВТБ, который управляет крупной зерновой компанией «Мирогрупп ресурсы».
Выручка ТД «РИФ» в 2019 году составила 74,2 млрд рублей. Это на 38% меньше показателя 2018 года (119,8 млрд рублей). Прибыль зернотрейдера по итогам года сократилась на 29%, упав до 461,6 млн рублей. Информация об этом опубликована на минувшей неделе в базе «СПАРК-Интерфакс». Компания при этом осталась лидером среди экспортеров зерна. По данным аналитического агентства «ПроЗерно», она занимает 12,7% экспорта зерна. Догоняет «РИФ» компания «Мирогрупп ресурсы», контролируемая ВТБ (10,5% экспорта зерна).
Торговый дом «РИФ» является крупнейшим в стране зернотрейдером. С июля 2019-го по апрель 2020 года экспортировал 4,8 млн тонн зерна и занял первую строчку в рейтинге экспортеров, регулярно составляемом аналитическим центром АО «Русагротранс». «РИФ» занимает вторую строчку в рейтинге крупнейших по выручке компаний Ростовской области по итогам 2018 года, составляемом N.
ТД «РИФ» не стал комментировать сокращение выручки и прибыли. По данным «СПАРК-Интерфакса», «РИФ» на 83,75% принадлежит арабской «Джи Ти Си Эс Трейдинг Дмсс» и на 16,25 — «Понтемано Инвестментс Корпорейшн», зарегистрированной на острове Невис. Бенефициар бизнеса — ростовский предприниматель Петр Ходыкин.
В 2019 году на рынке активизировался серьезный игрок в лице ВТБ, который в 2018 году начал создавать национального зернового лидера — Объединенный зерновой холдинг. В феврале 2019 года банк ВТБ приобрел 50% минус 1 акцию Объединенной зерновой компании (ОЗК), которая контролирует 51% ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», включающее в себя три элеватора и комплекс портовых сооружений. В том же месяце банк выкупил у Новороссийского морского торгового порта Новороссийский зерновой терминал, который является одним из крупнейших в стране портовых терминалов по перевалке зерна на экспорт. Как писала газета «Ведомости», по итогам июля — августа 2019 года ВТБ впервые стал лидером по экспорту через Черное море. У «РИФА» отгрузки с черноморских терминалов сократились примерно в 10 раз — до 58 000 т. «Астон» тоже снизил отгрузки из Новороссийска, сообщало издание. В августе ВТБ приобрел 70% в капитале компании «Мирогрупп ресурсы», крупного дистрибьютора на рынке зерновых и масличных агрокультур.
Несмотря на снижение выучки и прибыли, РИФ остался лидером среди экспортеров, отмечает директор отраслевого агентства «ПроЗерно» Владимир Петриченко:
— «РИФ» остался на первой строчке среди экспортеров (по данным «ПроЗерна», на данный момент 12,7% экспорта зерна), хотя усиление конкуренции совершенно очевидно. Благодаря тому что «Мирогрупп ресурсы» стали принадлежать ВТБ, позиции этого зернотрейдера на рынке усилились. Он действовал агрессивно, все время держал приподнятую планку закупочных цен, довольно высокую, ни у кого не было возможности действовать на понижение. В этом сезоне «РИФ» останется лидером, в следующем «Мирогрупп ресурсы» (по данным «ПроЗерно», на данный момент второе место с 10,5% экспорта зерна) могут его потеснить, если такая цель у них будет.
По словам эксперта, стартовые цены на мукомольную пшеницу нового урожая выше аналогичного периода прошлого года на 10 долларов за тонну. Сейчас новый урожай — 205 $/t FOB Черное море.
— Несмотря на традиционное снижение перед стартом нового сезона, цены на новый урожай не ныряют глубоко. Они не занижены, не завышены, находятся на сбалансированном уровне. Главная проблема для зернотрейдеров сейчас — это квоты и ограничения. До 30 июня правительство ввело квоту на экспорт пшеницы, ячменя и кукурузы в размере 7 млн тонн. Эта квота уже выбрана, есть разные мнения о том, как она выбиралась. Сейчас нет прозрачности рынка. Минсельхоз вроде бы борется за нее, но добился обратного, экспортный рынок стал совершенно непрозрачным и мутным, — считает Владимир Петриченко.
Снижению финансовых показателей зернотрейдера могли способствовать и другие причины. Последние два года урожайность зерна немного снизилась. В 2018 году в России собрали 113,2 млн тонн зерна, в 2019-м — 120,6 млн тонн зерна против рекордных 134,1 млн тонн в 2017 году. В ожидании роста цен аграрии стали придерживать зерно. Издержки их сильно выросли, а продавать зерно ниже себестоимости никто не хочет, при этом у аграриев накоплен запас прочности, который позволяет придерживать урожай до формирования подходящей цены, рассказывал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский журналу «Агроинвестор».
Другие крупные экспортеры зерна Ростовской области тоже потеряли в выручке и прибыли. АО «Астон», которое занимает вторую строчку среди зернотрейдеров в донском регионе, сократило выручку на 18%, до 66,8 млрд рублей. Прибыль упала более чем в два раза, до 1,3 млрд рублей. Выручка замыкающего тройку таганрогского «Зерно-Трейда» осталась на том же уровне, однако по прибыли компания ушла в минус (-95,8 млн рублей).
Заметно выросли структуры ГК «Юг Руси», занимающие 4-ю и 5-ю строчки рейтинга. Выручка ООО «МЭЗ «Юг Руси»« выросла на 22%, до 30 млрд рублей. ЗАО «Юг Руси» подскочило на 85%, до 10 млрд. Комментарий у компании на минувшей неделе взять не удалось.
Отметим, что «Астон» и «РИФ» последние два года вкладывают в развитие собственной логистики. Первый делает ставку на флот, второй — на железную дорогу. В 2019 году торговый дом «РИФ» заключил две крупных сделки по приобретению в лизинг железнодорожных вагонов-хопперов с АО «Сбербанк Лизинг». В рамках этого партнерства «РИФ» получил в общей сложности 700 вагонов на сумму 3,8 млрд рублей. Китайские судостроительные компании построили по заказу «Астона» уже четыре судна. Всего планируется построить 10 сухогрузов класса река — море. Стоимость одного корабля составляет около 12 млн долларов.
— Флот и ж/д сложно сравнивать, но железнодорожный вектор все-таки сильнее. Без железной дороги все равно не обойтись, поэтому иметь собственные вагоны-хопперы — это плюс. Предложений флота на рынке много, на железной дороге бывают периоды ограниченного предложения, — отмечает Владимир Петриченко.
По данным экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», объем экспорта зерновых и зернобобовых культур из России в 2019 году составил 40 527,1 тыс. тонн. За год поставки сократились на 27,8% (на 15 643,4 тыс. тонн). Стоимость экспорта находилась на отметках в 8265,2 млн USD, что на 23,3% (на 2 516,3 млн USD) меньше, чем годом ранее. В 2019 году по отношению к 2018 году сократились объемы экспорта пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, сорго, гречихи, проса, тритикале, гороха. Поставки овса, риса, нута, чечевицы и фасоли, напротив, выросли.