Молоко стало приносить прибыль
Участники кластера «Донские молочные продукты» обсудили вопросы эффективного взаимодействия производителей и переработчиков молока, а также торговли. В этом году региональные производители молока впервые получили прибыль. Переработчикам не хватает качественного сырья, а торговым сетям — дешевых продуктов. Круглый стол провела Региональная корпорация развития.
Как заявил директор по сельскохозяйственным проектам АО «Региональная корпорация развития» Юрий Паршуков, основная задача отрасли — обеспечить качественным молоком население.
— Рынок многоформатный. Хотим рассмотреть взаимодействие между участниками рынка, понять, куда двигаться на сегодняшнем этапе.
Статистика отрасли за 9 месяцев этого года фиксирует значительный рост объемов переработки молока по многим позициям, но надои молока остаются на уровне прошлого года.
— С 2016 года меняется структура производства молока в сторону увеличения производства сельхозорганизациями и КФХ, их надои молока выросли на 4%, — заявил первый замгубернатора Ростовской области Виктор Гончаров (на фото). — Было выдано 90,6 млн рублей субсидий из бюджета региона. Это позволило создать дополнительно 1370 стойло-мест. Большое влияние оказывает и субсидирование на кг произведенной продукции. Есть программы по покупке техники для молочных предприятий (субсидирование 20%), при строительстве новых ферм идет возмещение понесенных затрат из федерального (от 35%) и из областного (10%) бюджетов. Есть субсидии на покупку поголовья.
По словам замгубернатора, трудности в строительстве новых молочных ферм вызваны рядом высоких федеральных требований. Приостановлена реализация заявленных крупных проектов.
— Тем не менее мы думаем, что в следующем году они выйдут на строительную площадку, — убежден Виктор Гончаров.
По его словам, уровень поставок донских производителей (от общего объема поставок) в соцсферу достиг 78,8%. Есть небольшой рост представленности в автономной торговле. В 2017 году она составляла 33%, сейчас достигает почти 50%. Однако нет успеха в работе с крупными сетями.
По словам директора департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой, наиболее сильно в донской розничной сети представлены производители молочных продуктов из Краснодарского края — 27,6%. Местные производители занимают лишь 19,2%. Организуемые департаментом закупочные сессии, ярмарки на парковках торговых центров мало интересуют донских производителей молочной продукции.
Руководитель сети «Солнечный круг» Александр Киреенков посетовал на то, что покупатели устремились из супермаркетов на ярмарки, стремясь сэкономить. Не только снижается трафик, но и покупатели переключаются на более дешевые продукты.
— У нас в организованной торговле все больше проблем, — заявил Александр Киреенков. — На закупочные сессии приходят лишь 15-17 производителей. Мы открыты, нам нужна дешевая продукция. Если есть дешевый продукт, будем его раскручивать, выставлять на передний план. Но мы не можем сотрудничать с теми, кто работает без НДС.
Директор по маркетингу ООО «Белый медведь» Денис Афанасьев считает главной проблемой рынка фальсификаты: хотя их стало меньше, ситуация принципиально не изменилась.
— Анализ статистики проверок поставляемых в бюджетную сферу продуктов питания показывает: лишь 20% поставщиков ни разу не попались на поставках фальсификата, — рассказал г-н Афанасьев. — Однако выявленные поставщики фальсификата не теряют контракты. Те, с кем удалось расторгнуть контракт, почти не попадают в реестр недобросовестных поставщиков. Единицы, которые туда попали, продолжают исполнять текущие контракты и выигрывать новые. В Ростовской области есть компании, созданные для производства только фальсифицированных продуктов питания. Мы считаем, что рынок молочной продукции Ростовской области, занятый фальсификатом, составляет не менее 60 тыс. т в год (в переводе на молоко-сырье).
Денис Афанасьев внес предложения по борьбе с фальсификатом, включая возможность возбуждения уголовных дел по ст. «Мошенничество».
У Семикаракорского сыродельного комбината, по словам его директора Валерия Шевченко, главная проблема — молоко, а точнее, его качество, себестоимость и расстояние до мест его доставки. Предприятие собирает сырье в 5 регионах страны.
— В 2018 году все работали в убыток из-за низких цен, — сообщил Василий Скрытченко, председатель СПК (колхоз) «Колос» из Неклиновского района.
— В этом году животноводство впервые дало прибыль (на мясе — убытки, на молоке — прибыль), — заявил Александр Хан, председатель СПК (колхоз) «50 лет Октября», Неклиновский район. — Если бы не было субсидий, невозможно было бы содержать животноводство. Над прибылью с 1 га земли от молока надо еще много работать.
— Начинается рост закупочной цены на молоко, молочные предприятия показывают хорошую рентабельность, — заявил Виктор Гончаров. — В ближайшее время рентабельность молочного производства должна стать выше, чем у земледельцев, выращивающих пшеницу.
Молочный комплекс компании «Южное молоко» из Песчанокопского района производит сырое молоко, которое поставляет на Лабинский молочный комбинат («Данон»).
— За последние три года мы практически в 2 раза увеличили поголовье, — рассказал Сергей Фоменко, директор ООО «Южное молоко». — Мы пользуемся поддержкой, предоставляемой государством. В 2018 году мы увеличили объем молока почти в 2 раза — до 7,5 тыс. тонн, в этом году рассчитываем, что будет не ниже этого уровня. Перспективы в молочном производстве видим, хотя занимаемся и растениеводством. Обеспечиваем себя кормами, занимаемся не только зерном, но и сахарной свеклой. Растениеводческий рынок нестабилен. Цены могут резко пойти как вверх, так и вниз. На молоко таких скачков нет, можно планировать и плавно развивать производство.