Крупные надежды
Один из ведущих донских производителей круп ООО ПКФ «Маяк» планирует в этом году удвоить выпуск продукции до 1 тыс. тонн в месяц за счет загрузки на полную мощность новой линии по переработке чечевицы и нута. Глава компании Любовь Железная говорит, что заявки на крупу растут. Компания поставляет продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. Быстро расти планируют и другие местные игроки. Конкуренция на региональном рынке обещает быть нешуточной из-за переизбытка мощностей.
В конце прошлого года производитель круп из Зернограда — ООО ПКФ «Маяк» — увеличил объемы производства в три раза, до 450 тонн в месяц. Компания запустила новый комплекс по переработке чечевицы и нута. Другой крупный производитель — агрофирма «Целина» — также увеличил выпуск круп, начав их поставку в «Магнит» и крупному бакалейному оптовику. По мнению участников рынка, спрос на крупы на местном рынке не вырос. Крупные производители могут расти, только забирая долю рынка у его иногородних участников либо выходя за пределы региона.
В конце 2014 года зерноградское ООО ПКФ «Маяк» запустило перерабатывающий комплекс по производству чечевицы и нута мощностью переработки 60 тонн зерна в сутки, сообщила корреспонденту N директор этой компании Любовь Железная. На полную мощность, по ее словам, комплекс заработает к октябрю. Инвестиции составили 30 млн руб. Компания приобрела оборудование для переработки круп (Турция), элеваторы (Германия), завальные ямы (Республика Башкортостан), зерноочистительные машины (Украина). Руководитель «Маяка» говорит, что в 2014 году объемы производства выросли на 8,7% по сравнению с 2013 годом. В этом году их планируется удвоить.
Производственные мощности «Маяка» с учетом новой линии составят 1 тыс. тонн в месяц, ассортимент насчитывает более 50 видов продукции.
— Раньше 60% произведенных круп мы сбывали компании «Тандер», 40% шло на экспорт и в мелкую розницу, — сообщила Любовь Железная. — Но потом «Тандер» завел своего товаропроизводителя, и мы стали половину продукции экспортировать, другую — продавать сетям («МЕТРО», «Мега-Дон», «Пятерочка», «Магнит») и оптовикам из Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга. Продаем крупы в Армению, Турцию, Израиль. Приоритетным направлением для себя считаем внутренний рынок. Сейчас увеличивается число заявок на наши крупы. В декабре компания произвела 450 тонн круп, что в 3 раза больше среднемесячного производства. Сдерживаем объемы только из-за недостатка оборотных средств.
Более половины объема производимой продукции приходится на нут и чечевицу, остальное — на серые крупы. «Маяк» наладил сотрудничество с фермерскими хозяйствами, которым поставляет семена чечевицы и нута, а затем выкупает выращенную продукцию, что позволяет снизить затраты на сырье. Себестоимость удается снижать за счет того, что компания наладила производство полного цикла, производя из отходов комбикорм.
Растут продажи и у другого крупного производителя круп — агрофирмы «Целина».
— Потребность в крупах большая, сбыт хороший, объемы по сравнению с 2013 годом увеличились, — рассказывает гендиректор агрофирмы «Целина» Виктор Бородаев. — Завод (первая очередь. — N) работает практически круглосуточно, объемы выпуска составляют 40-50 тонн в сутки. В 2014 году мы выиграли конкурс и начали поставки наших фасованных круп в «Магнит». Помимо этого компания продает нефасованные крупы оптовым покупателям из Ставропольского, Краснодарского краев, Московской области. Начали работать с ростовской бакалейной ГК «Основа».
— «Целина» — это большая и устойчивая компания с лучшим оборудованием для крупяного производства на юге страны, — делится мнением совладелец ГК «Основа» Юрий Белан.
Объемы производства еще одного производителя круп — ООО «Урожай-92» — составляют 15-20 тонн в месяц. По словам источника N в компании, к концу 2014 года объемы сбыта немного увеличились. Продукцию компания сама развозит по небольшим магазинам. Увеличивать объемы производства в ««Урожае-92» не собираются — не позволяют размеры земельного участка. Собеседник N сообщил, что себестоимость выросла в связи с ростом цен на удобрения и энергоносители.
— Спрос на крупы не вырос, люди не стали есть в несколько раз больше каш, — комментирует индивидуальный предприниматель Александр Ясыновый. — Дело в другом: крупные производители, которые сами выращивают сырье и перерабатывают крупы на новом оборудовании, сейчас вытесняют производителей из других регионов — Саратова, Самары, Челябинска. К примеру, на полках магазинов много челябинской крупы марки «Увелка», но наши производители могут делать такую же, ничуть не хуже качеством. А для здоровья более полезно употреблять продукты питания, выращенные непосредственно в регионе проживания. Помимо этого крупные производители круп в нашем регионе забирают долю рынка у мелких, у которых нет своего сырья.
Собеседник N сообщил, что в ближайшее время намеревается закупить новое оборудование и увеличить объемы производства крупы в 2 раза. Он планирует сбывать продукцию в Европу после того, как будут отменены пошлины. Нынешние объемы производства Александр Ясыновый уточнить не захотел.
Гендиректор ростовской сети магазинов «Апекс» Дмитрий Минин также не заметил роста спроса на крупы.
В региональном Минсельхозе сообщили, что в 2014 году в Ростовской области было произведено 72,3 тыс. тонн круп, что всего на 1,5% больше, чем в 2013 году. У «Основы» в натуральном выражении объем реализованных круп в 2014 году был почти таким же, как в 2013-м, стоимостные объемы немного выросли из-за подорожания, сообщил совладелец группы компаний Юрий Белан.
Он считает, что увеличение производства у некоторых местных производителей круп можно объяснить попаданием их продукции в сети. По его мнению, сбыт растет только у тех, кто представлен в сетях.
Юрий Белан полагает, что из-за кризисных явлений объемы сбыта круп будут расти. Однако для того, чтобы это почувствовали местные производители, властям нужно помочь им попасть на полки ретейлеров.
— Работать с сетями очень рискованно, так как цены на сырье меняются ежедневно, а мы можем пересматривать их не чаще одного раза в квартал, что приводит к убыточным поставкам, — комментирует Любовь Железная. — Более низкие цены сетям предлагают поставщики второсортной продукции с экономупаковкой. Мы стараемся предлагать только гостовский товар, и хотя он превосходит по качеству любой брендовый, критерием отбора во всех сетях является только цена.
Конкуренция на внутреннем рынке для местных производителей круп, несмотря на рост спроса, обещает быть нешуточной, так как в области наблюдается существенный переизбыток мощностей (см. инфографику).