г. Ростов-на-Дону
27 декабря 2024 14:36:46
99.23
103.3

Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало

Экспортные перевозки зерна со станций СКЖД Ростовской области выросли в этом году на 40,8% (+ 201,8 тыс.тонн). Эта информация прозвучала на совещании менеджеров РЖД и донских экспортеров, которым рассказали об усилиях дороги по наращиванию объемов транспортировки в восточном и южном направлении (через Иран к Индийскому океану). Несмотря на положительную динамику, эксперты не ждут, что сухопутный коридор «Север-Юг» станет достойной альтернативой экспорту зерна через морские порты.

В ходе встречи региональных менеджеров РЖД с представителями компаний-экспортеров Ростовской области последним было представлено много слайдов, которые рассказывали об усилиях дороги, направленных на увеличение объемов перевозок в направлении портов и сухопутных пограничных пунктов пропуска.

Подробно было рассказано о развитии международного транспортного коридора «Север – Юг» (МТК «Север-Юг»), который расширит возможности доставки грузов в Индию и Иран, страны СНГ и ближнего Востока. Его считают альтернативой морскому пути, соединяющему Россию со странами Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Но для того, чтобы он заработал, нужно реализовать довольно дорогой проект, построив в Иране участок железной дороги Решт-Астара, который позволит увеличить мощность маршрута с 1 до 15 млн. тонн в год к 2030 году. Соглашение об этом между Россией и Ираном, как известно, было подписано в мае. По плану первые грузы по МТК «Север—Юг» пойдут в 2025 году.

А пока РЖД готовит почву для увеличения грузопотока в этом направлении: переводит российский участок коридора Дербент – Самур – государственная граница на систему тяги переменного тока, расширяет пропускную способность пограничного перехода Самур. Порядка 70% объема грузов, перевозимых из региона СКЖД по коридору, составляют зерно и продукты перемола – 367,6 тыс. тонн, общий объем перевозок – 528 тыс. тонн в год. Сейчас РЖД планирует запустить по этому маршруту грузовые экспрессы, которые будут сформированы из вагонов разных экспортеров. Появилась также возможность доставки экспортных грузов железной дорогой в порт Махачкала для дальнейшей отправки через Каспий, однако она сопряжена с серьезным удорожанием доставки.

Ожидать, что «Север-Юг» серьезно расширит возможности для экспорта донского зерна не стоит. Поезда вряд ли когда-то будут дешевле водного транспорта. Об этом напомнили некоторые участники совещания. В одной только Ростовской области в этом году собрали более 15,4 млн тонн зерна. Это примерно соответствует планируемой мощности МТК «Север—Юг». Но зерно ведь экспортируют и другие регионы.

Пока что активизация СКЖД на восточном и южном направлении, сложилось впечатление, создает дополнительные возможности больше для несырьевого экспорта и импорта. С начала года объемы контейнерных перевозок продукции донских предприятий на экспорт составили порядка 35 тыс. тонн, что в 3,5 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года (7 мес. 2023г. – 35,13 тыс. тонн, 7 мес. 2022г. – 9,89 тыс. тонн). Перевозки сельхозтехники возросли в 2,4 раза и составили 6,6 тыс. тонн, что связано с увеличением спроса со стороны Казахстана и Монголии.

Начальник Северо-Кавказской дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Артем Кочев отметил, что на юге сеть контейнерных терминалов есть почти во всех субъектах РФ. Крупнейшими являются терминалы на станциях Ростов-Западный и Ростов-Товарный. Контейнерные терминалы есть также в Таганроге, Лихой и в Гуково. Склад станции Ростов-Западный, по его словам, позволяет осуществлять накопление зерновых грузов в т.ч. и до судовых партий.

Экспортные перевозки зерна со станций СКЖД Ростовской области, по данным дороги, выросли в этом году на 40,8% (+ 201,8 тыс.тонн) за счет увеличения перевозок через припортовые терминалы Новороссийска и Туапсе в Египет. Погрузка на экспорт продуктов переработки зерна выросла в 2,4 раза и составила более 11 тыс. тонн.

Впрочем, с отправкой по морю сейчас далеко не все гладко, интенсивность грузопотока ниже, чем до начала СВО. Перевалка грузов в Азово-Донском бассейне в этом году с начала навигации 27 марта и по конец августа составила 3,8 млн тонн, это на 20,7% больше показателей прошлого года. Больше всего перевезли пшеницы (43,8% или 1,6 млн тонн). Однако прогнозный план на этот период был установлен в размере 5,2 млн тонн. За весь период навигации 2023 года планировали перевезти 10 млн тонн грузов (в 1,7 раза больше, чем в 2022 году). Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на администрацию Азово-Донского бассейна. Грузооборот Азово-Донского бассейна в прошлом году составил 5,93 млн тонн. Это в 1,5 раза меньше, чем в 2021 году.

Трудности с экспортом зерна продолжают негативно влиять на ситуацию в сельском хозяйстве.

— Растениеводство теряет статус драйвера экономического развития. — отметил в телефонном разговоре с корреспондентом N заместитель председателя Государственной Думы по аграрным вопросам, донской депутат Николай Гончаров. — Основных причин две. Первая — существенное снижение уровня конкуренции в сфере закупок зерна на внутреннем рынке. Вторая — пошлины на вывоз зерна. Одним из показателей неблагоприятного развития событий в отрасли является существенное — в разы — сокращение закупок сельхозтехники производителями зерна.

Депутат считает, что рынок мог бы оздоровить допуск на него азиатских трейдеров.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Крупные компании
Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
По словам Александра Ярошенко, основателя и президента холдинга «Урал-Дон», компания приняла решение направить прибыль сельхозбизнеса прошлых лет на покупку 3 заводов по производству кирпича, поскольку из-за госограничений экспорта рентабельность капитала в сельском хозяйстве снизилась до 3%.
Бизнес и власть
Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
Ассоциация производителей спецтехники и оборудования «Росспецмаш», которую возглавляет совладелец ГК «Ростсельмаш» Константин Бабкин, обратилась к правительству РФ с просьбой поддержать крестьян и промышленников: отменить экспортные пошлины на зерновые культуры, увеличить субсидии на покупку сельхозтехники. Это позволит остановить спад продаж сельхозтехники, который начался в прошлом и продолжился в текущем году.
Практика бизнеса
Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
Российская «дочка» американской «Каргилл» со следующего сезона прекратит экспорт зерна из России, компания планирует пересмотреть принадлежащий ей портфель активов, связанных с экспортом зерна. Появились слухи и об уходе международного трейдера «Витерра». Обе компании владеют зерновыми терминалами в Ростовском морском порту. Руководитель крупного донского сельхозпредприятия считает, что уход «Каргилла» на местном зерновом рынке не отразится, а «Витерра» вряд ли уйдет.
Сделки
Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
Агрохолдинг «Дон Агро» приобрел в Зверево мелькомбинат мощностью переработки 18,6 тыс. т зерна в год за 110 млн рублей. Компания планирует выпускать не только обычную, но и органическую продукцию, рассчитывает поставлять муку на экспорт. Эксперт отмечает, что российский экспорт муки сегодня растет на фоне экспортных пошлин на зерно и сокращения украинского экспорта муки.
Сельхозпродукция
Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
Несмотря на падение цен на зерно почти до уровня себестоимости его производства, озимая пшеница остается главной сельхозкультурой, которая выращивается в Ростовской области. Аграрии рассчитывают получить урожай, сравнимый с рекордом прошлого года. По данным регионального правительства, в первом квартале нынешнего года объемы экспорта продукции АПК практически удвоились, эксперт полагает, что поддержать зарубежные продажи может повышение базовой цены на зерно, от которой зависят экспортные пошлины.
Просмотров: 6473

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сельхозпродукция
Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
В нынешнем году СЗАО «СКВО» сохранило высокий уровень урожайности и нарастило показатели в молочном животноводстве. По словам генерального директора предприятия Анны Касьяненко, компания успешно перешла на использование отечественных семян и планирует дальнейшее расширение молочно-товарной фермы. Кроме того, СЗАО «СКВО» продолжит инвестировать в сельскую инфраструктуру, чтобы сделать условия жизни более комфортными и привлекательными для работников АПК.
Сельхозпродукция
Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
Дефицит осадков, который наблюдался на протяжении практически всей осени в главных зерносеющих регионах, создал сложности для сельхозпредприятий. Поздние всходы и неразвитые посевы могут негативно повлиять на урожай. Чтобы избежать потерь, передовые компании донского АПК заранее планируют стратегию работы. В планах — более активное, наряду с классической гранулой, применение жидких форм удобрений.
Сельхозпродукция
Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
Агрохолдинг «Степь» сообщил о 20%-ном росте надоев молока по итогам 9 месяцев 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023-го. Валовой надой производителя за три квартала составил 160 тыс. тонн молока, численность поголовья на конец сентября — 45 тыс. голов.
Сельхозпродукция
Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
В Российском зерновом союзе (РЗС) отмечают значительное снижение экспортных отгрузок зерновых в Азовском морском порту и порту Кавказ, через которые традиционно экспортируется большая часть зерна Ростовской области. Президент РЗС Аркадий Злочевский связал это с остановкой работы торгового дома РИФ (новое название - «Родные поля»).