Экспортные перевозки донского зерна по СКЖД выросли на 41%, но этого мало
Экспортные перевозки зерна со станций СКЖД Ростовской области выросли в этом году на 40,8% (+ 201,8 тыс.тонн). Эта информация прозвучала на совещании менеджеров РЖД и донских экспортеров, которым рассказали об усилиях дороги по наращиванию объемов транспортировки в восточном и южном направлении (через Иран к Индийскому океану). Несмотря на положительную динамику, эксперты не ждут, что сухопутный коридор «Север-Юг» станет достойной альтернативой экспорту зерна через морские порты.
В ходе встречи региональных менеджеров РЖД с представителями компаний-экспортеров Ростовской области последним было представлено много слайдов, которые рассказывали об усилиях дороги, направленных на увеличение объемов перевозок в направлении портов и сухопутных пограничных пунктов пропуска.
Подробно было рассказано о развитии международного транспортного коридора «Север – Юг» (МТК «Север-Юг»), который расширит возможности доставки грузов в Индию и Иран, страны СНГ и ближнего Востока. Его считают альтернативой морскому пути, соединяющему Россию со странами Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Но для того, чтобы он заработал, нужно реализовать довольно дорогой проект, построив в Иране участок железной дороги Решт-Астара, который позволит увеличить мощность маршрута с 1 до 15 млн. тонн в год к 2030 году. Соглашение об этом между Россией и Ираном, как известно, было подписано в мае. По плану первые грузы по МТК «Север—Юг» пойдут в 2025 году.
А пока РЖД готовит почву для увеличения грузопотока в этом направлении: переводит российский участок коридора Дербент – Самур – государственная граница на систему тяги переменного тока, расширяет пропускную способность пограничного перехода Самур. Порядка 70% объема грузов, перевозимых из региона СКЖД по коридору, составляют зерно и продукты перемола – 367,6 тыс. тонн, общий объем перевозок – 528 тыс. тонн в год. Сейчас РЖД планирует запустить по этому маршруту грузовые экспрессы, которые будут сформированы из вагонов разных экспортеров. Появилась также возможность доставки экспортных грузов железной дорогой в порт Махачкала для дальнейшей отправки через Каспий, однако она сопряжена с серьезным удорожанием доставки.
Ожидать, что «Север-Юг» серьезно расширит возможности для экспорта донского зерна не стоит. Поезда вряд ли когда-то будут дешевле водного транспорта. Об этом напомнили некоторые участники совещания. В одной только Ростовской области в этом году собрали более 15,4 млн тонн зерна. Это примерно соответствует планируемой мощности МТК «Север—Юг». Но зерно ведь экспортируют и другие регионы.
Пока что активизация СКЖД на восточном и южном направлении, сложилось впечатление, создает дополнительные возможности больше для несырьевого экспорта и импорта. С начала года объемы контейнерных перевозок продукции донских предприятий на экспорт составили порядка 35 тыс. тонн, что в 3,5 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года (7 мес. 2023г. – 35,13 тыс. тонн, 7 мес. 2022г. – 9,89 тыс. тонн). Перевозки сельхозтехники возросли в 2,4 раза и составили 6,6 тыс. тонн, что связано с увеличением спроса со стороны Казахстана и Монголии.
Начальник Северо-Кавказской дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Артем Кочев отметил, что на юге сеть контейнерных терминалов есть почти во всех субъектах РФ. Крупнейшими являются терминалы на станциях Ростов-Западный и Ростов-Товарный. Контейнерные терминалы есть также в Таганроге, Лихой и в Гуково. Склад станции Ростов-Западный, по его словам, позволяет осуществлять накопление зерновых грузов в т.ч. и до судовых партий.
Экспортные перевозки зерна со станций СКЖД Ростовской области, по данным дороги, выросли в этом году на 40,8% (+ 201,8 тыс.тонн) за счет увеличения перевозок через припортовые терминалы Новороссийска и Туапсе в Египет. Погрузка на экспорт продуктов переработки зерна выросла в 2,4 раза и составила более 11 тыс. тонн.
Впрочем, с отправкой по морю сейчас далеко не все гладко, интенсивность грузопотока ниже, чем до начала СВО. Перевалка грузов в Азово-Донском бассейне в этом году с начала навигации 27 марта и по конец августа составила 3,8 млн тонн, это на 20,7% больше показателей прошлого года. Больше всего перевезли пшеницы (43,8% или 1,6 млн тонн). Однако прогнозный план на этот период был установлен в размере 5,2 млн тонн. За весь период навигации 2023 года планировали перевезти 10 млн тонн грузов (в 1,7 раза больше, чем в 2022 году). Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на администрацию Азово-Донского бассейна. Грузооборот Азово-Донского бассейна в прошлом году составил 5,93 млн тонн. Это в 1,5 раза меньше, чем в 2021 году.
Трудности с экспортом зерна продолжают негативно влиять на ситуацию в сельском хозяйстве.
— Растениеводство теряет статус драйвера экономического развития. — отметил в телефонном разговоре с корреспондентом N заместитель председателя Государственной Думы по аграрным вопросам, донской депутат Николай Гончаров. — Основных причин две. Первая — существенное снижение уровня конкуренции в сфере закупок зерна на внутреннем рынке. Вторая — пошлины на вывоз зерна. Одним из показателей неблагоприятного развития событий в отрасли является существенное — в разы — сокращение закупок сельхозтехники производителями зерна.
Депутат считает, что рынок мог бы оздоровить допуск на него азиатских трейдеров.