Взрывной рост цен на стройматериалы тормозит донские стройки
Подрядчики строительства инфраструктурных и прочих бюджетных объектов говорят об убытках, которые они несут из-за резкого роста цен на многие значимые строительные материалы. В частности, битум подорожал более чем в 2 раза. Обращение строителей дорог к президенту РФ привело к тому, что на федеральном и теперь уже на региональном уровнях приняты постановления, регламентирующие возможность пересмотра цен действующих контрактов.
За год многие строительные материалы продемонстрировали высокий рост цен, исчисляемый в десятках процентов. Сильнее всего дорожал битум, поэтому строители дорог начали бить тревогу.
— В настоящее время на рынке дорожного строительства сложилась очень трагичная ситуация, вызванная масштабным ростом цен на строительные материалы, — сообщил N гендиректор АО «Дорспецстрой» Николай Губарь. — В частности, битум дорожный подорожал с 12-13 тысяч рублей за тонну с НДС в 2020 году до 33-35 тысяч рублей за тонну с НДС сегодня. Серьезный рост произошел на металлические конструкции и арматуру — в среднем на 20-30%, а на оцинкованный профнастил цены выросли более чем на 80%.
Подробнее о ценах см. в таблице.
— В результате выросла стоимость стройматериалов, в которых присутствует доля битума (в том числе асфальт вырос на 70-80 %), а также металлических конструкций — более чем на 50%, — рассказал Николай Губарь.
Дополнительные проблемы строителям дорог добавил и 15-процентый рост цен на дизтопливо, сообщили в ГСК «Дон».
По словам Николая Губаря, по этим причинам, а также из-за ограничений, вызванных пандемией, под угрозой срыва сегодня фактически оказалось исполнение госконтрактов по многим объектам: в том числе по ковидному госпиталю в Ростове-на-Дону, ряду объектов дорожной инфраструктуры и т.п.
— В Ростовской области в 2021 году без подрядчиков в дорожном строительстве осталось более 15 объектов, торги по которым выходят второй и третий раз и заявок нет по той причине, что начальная цена контракта не соответствует текущим рыночным ценам, была сформирована на основании проекта, изготовленного как минимум два-три года назад, — пояснил собеседник N. — Кроме того, скорость принятия решений заказчиком оставляет желать лучшего. Пока заказчики вносят изменения в проектную документацию, цены снова вырастают — и целесообразность участия в торгах пропадает.
Представители областного правительства, комментируя ситуацию, демонстрируют завидное хладнокровие.
— В Ростовской области заключены контракты по всем объектам дорожной сети, запланированным к ремонту, реконструкции и строительству в 2021 году, — ответил на запрос N министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев. — Работы на всех объектах ведутся и будут завершены в срок до 01.11.2021.
Что касается контрактов на 2022-2023 годы, то подрядные организации, по данным министра, определились пока что на 60% объектов 2022 года.
— Замороженные стройки, финансируемые с привлечением средств областного бюджета, отсутствуют, — сообщил министр строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Сергей Куц. — Все тендеры на строительство, проводимые министерством строительства в 2020-2021 годах, состоялись.
Тем не менее 19 июля 2021 года более 20 строительных дорожных организаций, в том числе и относящиеся к донскому бизнесу, обратились к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой оказать содействие и пересмотреть возможность изменения стоимости государственных контрактов из-за повышения цен на строительные материалы.
Среди причин кризиса в письме упомянуты два вида проблем бюджетного строительства. Первый — «презумпция виновности» подрядчика при приемке работ, второй — система ценообразования, не учитывающая рыночные цены на материалы, издержки на банковское финансирование и не включающая понятие «предпринимательский доход».
Правительство РФ отреагировало на ситуацию, издав Постановление № 1315 от 09.08.2021 года, которое допускает изменение (увеличение) цены ранее заключенного контракта, но не более чем на 30%, при совокупности определенных условий.
Кроме того, приказом Минстроя России о внесении изменений в Методику составления сметы контракта на строительство, реконструкцию объектов капстроительства, определен алгоритм расчета увеличения цены контрактов.
Сергей Куц сообщил о принятии в сентябре Правительством региона Постановления № 724, положения которого закрепляют возможность внесения ценовых изменений в условия контрактов.
В Ростовской области, по данным «СПАРК-Интерфакса», действуют 134 дорожно-строительных компании. В 2020 году они выручили 36,82 млрд рублей, годом ранее — 31,98 млрд рублей. Рентабельность реализованной продукции (отношение чистой прибыли к себестоимости) в прошлом году составила 3,96%, в 2019-м — 4,2%. По всей видимости, в текущем году она станет еще ниже.