В Ростове перспективен рынок аутлетов
Компания JLL проанализировала рынок аутлет-центров России. Если не считать двух столиц, где преимущественно развивается этот тип торговой недвижимости, перспективы есть у Екатеринбурга, Краснодара и Ростова.
По данным JLL, к концу 2020 года объем качественного предложения аутлет-центров в стране увеличится на 76% и составит 206 тыс. кв. м. В ближайший год в стране будет открыто четыре новых объекта суммарной арендуемой площадью 84 тыс. кв. м и новая очередь уже существующего комплекса (5 тыс. кв. м).
Наиболее активное развитие аутлетов происходит в Москве и Санкт-Петербурге. Более 80% будущего предложения появится в столице.
Помимо количественного роста аутлет-центрам есть куда развиваться в качественном плане.
— Ранее считалось, что наличие ресторанов в аутлетах не является очень важным фактором, однако практика показала востребованность предложения еды в таких комплексах, — заявила руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL Полина Жилкина. — Разнообразие кафе и ресторанов увеличивает не только время, проведенное в центре, но и средний чек.
Аутлеты за пределами столиц начали развиваться лишь с 2018 года с Екатеринбурга. Перспективы есть и в других крупных региональных городах, считают эксперты. С учетом постепенного развития рынка торговой недвижимости и роста продаж и посещаемости в действующих проектах аутлет-центры все шире будут представлены в стране.
— По результатам проведенного исследования был сформирован список городов, наиболее перспективных для развития формата аутлет, — комментирует Владислав Фадеев, замруководителя отдела исследований компании JLL. — Наибольшее количество квадратных метров аутлет-центра, по нашим расчетам, могло бы появиться в Свердловской области. Вторым по потенциальной площади аутлетов является Краснодарский край. Появление нового для региона формата аутлет в столице края является логичным развитием достаточно зрелого рынка торговой недвижимости Краснодара. Замыкает тройку лидеров Ростовская область (см. таблицу).
Хотя аналитики считают аутлеты перспективным вектором развития торговой недвижимости, их появление сдерживают несколько факторов. Например, в Центральной Европе бренды делают большой акцент на развитие в аутлетах, тогда как в России проникновение премиальных марок пока не столь высокое. Другая причина — в России они по-прежнему очень близко расположены к городу, тогда как в Европе находятся в отдалении, где стоимость земли и расходы на строительство ниже, что позволяет предлагать арендаторам низкие ставки аренды. Однако в России расстояния больше, чем в Европе, а на дорогу люди не готовы тратить больше времени.