Цены на бензин обречены на рост
Сразу после праздников президент России Дмитрий Медведев поручил руководителю Федеральной антимонопольной службы России Игорю Артемьеву проследить за ценами на бензин. Но проследить удастся, видимо, только до выборов. Бензин обречен дорожать. Численность легковых автомобилей в стране за последние 10 лет увеличивалась вдвое быстрее, нежели производство автомобильного бензина, — 70% против 33%. Неудивительно, что цены за это время выросли более чем втрое.
На тему дорогого бензина, по-моему, есть много заблуждений. Одно из наиболее серьезных состоит в том, что в России он должен быть дешевым — по причине того, что нефть у нас имеется не только для собственных нужд, но еще и на экспорт поставляем немало. Однако при этом почему-то забывается, что бюджет России на 50% формируется за счет топливно-энергетического комплекса. И это не только пошлины, которые платят экспортеры, но и внутренние акцизы, которые заложены в конечную цену бензина на заправках.
Политика у нас в последние годы имеет ярко выраженный крен влево: серьезно выросли пенсии, огромные средства выделяются на решение жилищной проблемы ветеранов, военных, появился такой недешевый социальный стимул, как материнский капитал, и т. д.
Все это нужные вещи, которые, с одной стороны, решают накопившиеся социальные проблемы, а с другой — поддерживают внутренний рынок. Однако очевидно, что сложившаяся система госуправления не оказывает должного влияния расходной части бюджета на доходную. Бюджетный профицит обеспечивается главным образом высокими ценами на нефть. Спасибо правительству США, усердно накачивающему мировую экономику своей незаменимой валютой.
Именно это обстоятельство и явилось причиной профицита бюджета в размере 0,4 трлн рублей в 2011 году вместо планируемого дефицита в 1,8 трлн руб. Напомню, что дефицитные бюджеты Минфином были сверстаны на 2011–2013 годы.
В 2012 и 2013 годах расходы бюджета планируется увеличить на 21,6% и 21,2%. Чтобы жить по средствам, придется подтягивать и доходы. Налоги на бизнес обещают не трогать. Куда еще поднимать?
Если цены на нефть останутся на нынешнем уровне — $ 100–110 за баррель, то сбалансировать бюджет помогут либо резервный фонд, либо инфляция.
Судя по тому, что мировые рейтинговые агентства все чаще в последнее время пересматривают свои прогнозы в сторону ухудшения экономической ситуации, роста спроса на нефть ждать не приходится. Стало быть, предстоит все больше рассчитывать на доходы от инфляции: на вливание дополнительной ликвидности Штатами и Евросоюзом, что может все же приподнять цены на нефть, равно как и вызвать рост внутренних цен на энергоносители.
В случае с ценами на бензин ситуация к этому очень даже располагает. За последние 10 лет парк легковых авто в России, по данным «Википедии» и журнала «За рулем», вырос с 20 млн до 34 млн авто, то есть на 70%. При этом производство, по Росстату, автомобильного бензина в России за то же время увеличилось с 27,6 млн тонн в 2001-м до примерно 36,7 млн тонн в 2011 году, или на 33%. Неудивительно, что при таком дисбалансе цены на бензин выросли более чем втрое: например, на бензин марки АИ-92 — с 7,9 рубля за литр в 2001 году до примерно 25 руб. за литр в 2011-м.
Часто приходится слышать: как же так, среди стран-экспортеров в России бензин — один из самых дорогих. Правда, при этом мы забываем, что и страна у нас немаленькая, для администрирования такой территории средств требуется побольше, чем какому-нибудь Кувейту.
Любопытно, что в рейтинге европейских стран по дороговизне топлива, опубликованном в октябре 2011-го, Россия занимала предпоследнее место. И при этом нефтедобывающая Норвегия, по данным BFM.ru, возглавляла список — в пересчете на рубли бензин АИ-95 стоил там 76 рублей за литр. Нефтяной сектор в этой стране обеспечивает 30% поступлений в бюджет. При этом по уровню жизни Норвегия далеко не последняя страна. Так что и при самых высоких в Европе внутренних ценах на топливо можно жить неплохо. Вопрос в эффективности управления.
Ну а пока оно хромает, автовладельцам не остается ничего другого, как пересаживаться на более экономичные авто, а транспортникам — совершенствовать логистику и управление своими компаниями.