г. Ростов-на-Дону
13 ноября 2024 10:00:39
97.96
104.25

Независимые донские АЗС зажаты в тиски розничных и биржевых цен

Биржевые цены на моторное топливо в России выросли с начала года на 60%, а розничные — на 1%. Независимые операторы розничного рынка бензина и дизтоплива вынуждены работать в убыток. На минувшей неделе биржевая цена в России на 92-й бензин в пересчете на литры вновь превысила 43,6 руб., а стоимость «Премиум-95» — за 49,6. руб. Для сравнения: минимальные розничные цены в Ростове на данные марки топлива составляют примерно 41 рубль и 51 рубль за литр соответственно. Покупающие топливо на бирже независимые АЗС, которые не являются подразделениями вертикально интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК), бьют тревогу. Перед ними все более отчетливо встает перспектива банкротства, продажи бизнеса или полулегального существования.

На рост биржевых цен на моторное топливо обратили внимание уже многие. Бензин и дизтопливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) пошли резко вверх с начала года. Основное объяснение — ощутимо вырос спрос. Это вполне естественно на фоне выросших потребностей армии. В апреле правительство добавило рынку пессимизма, объявив о сокращении в два раза топливного демпфера, который компенсировал ВИНК разницу в цене на внутреннем и внешнем рынках, стимулируя их насыщать потребности отечественного рынка. Успокоительные речи о том, что это не повлияет существенно на внутренний рынок, пока не работают. В апреле многие заводы по производству моторного топлива стали уходить на плановую профилактику оборудования, а с началом лета прибавился фактор едущих на юг отпускников. Так что биржевые цены пока и не думают снижаться.

Что касается розницы, то здесь пока все стабильно. В декабре 2022 года, согласно данным Росстата, средние цены на бензин в Ростовской области составляли 47,65 руб./л (АИ-92) и 53,07 руб./л (АИ-95). На минувшей неделе, согласно данным сайта azsprice.ru, в Ростове минимальные цены на бензин составляли 41 руб./л и 51 руб./л соответственно.

А вот биржевая цена на основной биржевой площадке в Санкт-Петербурге вновь превысила 58 тыс. рублей за тонну на 92-й бензин и 66 тыс. рублей за тонну на 95-й. И в какой-то момент установила даже рекорд. В пересчете на литры указанные уровни биржевых цен соответствуют 43,6 руб. и 49,5 руб.

— Если рассматривать 2023 год, то цены на нефтепродукты на сырьевой бирже в Санкт-Петербурге с января по июнь выросли примерно на 60-65%. Розничный рынок, который в основном формируется сетями этих же ВИНК (основные конкуренты — это «Роснефть», «Газпром» и «ГазПромНефть»), вырос в среднем с января на 1%, — делится наблюдениями генеральный директор независимой ростовской сети заправок «Флэш Энерджи» Андрей Курипко.

По его словам, такая ситуация довольно болезненна для компании, так как все нефтепродукты для реализации она закупает только у заводов, входящих в структуру ВИНК, — это заводы «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «ГазПромНефти» и «Газпрома». Их себестоимость складывается из стоимости топлива на Санкт-Петербургской бирже и логистики.

— Сейчас независимые операторы, чей канал доходов идет только от реализации через розничную сеть, торгуют ниже порога своей безубыточности. Мы, продавая каждый литр, несем убытки, — резюмирует Андрей Курипко.

По оценке «Флэш Энерджи», на рынке моторного топлива Ростовской области работают около сорока независимых розничных операторов, в том числе и из других регионов.

Компенсировать рост за счет поднятия цены в рознице они не могут, так как рынок в основном сформирован вертикально интегрированными компаниями, и если какая-то независимая компания станет по цене сильно выше, то это приведет к остановке реализации и в итоге к банкротству.

На вопрос относительно того, не поступают ли от ВИНК предложения о покупке независимых сетей, во «Флэш Энерджи» ответили, что такие предложения есть, однако в ситуации, когда розница является убыточным каналом, они неинтересны.

Более спокойно смотрят на ситуацию в местной компании, которая имеет лицензионное соглашение с «ЛУКОЙЛом». Председатель совета директоров компании «Аякс» (АЗС Shell) Максим Хорошенков дал следующий комментарий:

— Не думаю, что ситуативное повышение биржевых цен изменит уже несколько лет действующее на рынке правило, согласно которому рост розничных цен на моторное топливо не превышает темпы инфляции. Из этого и нужно исходить. Кстати, по сути, единственным исключением был прошлый год, когда при относительно высоком уровне инфляции в течение года розничные цены на АЗС не росли. По-моему, снижение топливного демпфера не окажет существенного влияния на внутренний рынок, поскольку его доля в общем объеме добываемой в России нефти и выпускаемых нефтепродуктов, а это огромная линейка, не превышает 20-30%. Экспорт нефти и нефтепродуктов не остановлен, он продолжается по самым разным каналам. Наша компания покупает топливо как на бирже, так и у по прямым договорам у производителей – крупнейших нефтяных компаний страны.

Собеседник N уверен, что как только заводы завершат традиционную профилактику оборудования, топливо снова будет поступать на внутренний рынок в значительных объемах.

На региональном рынке помимо заправок ВИНК, на слуху такие независимые операторы, как Flash («Флэш Энерджи»), Shell («Аякс»), «Ростнефть» и еще несколько имен. Оценить долю независимых операторов компаний на рынке не взялся никто из тех участников рынка, с кем побеседовал корреспондент N.

2018 году журнал «Эксперт» со ссылкой на ФАС писал о том, что в целом по стране эта доля составляет примерно 40%, притом что независимым операторам на тот момент принадлежало две трети заправок.

Более свежих данных, к сожалению, нет, однако есть косвенные. По данным СПбМТСБ, в начале года через биржу проходило около 25% всего поставляемого на внутренний рынок бензина и дизтоплива.

На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба после прощупывания ценами очередных исторических вершин заявила, что для ВИНК обязательный норматив продаж на бирже бензина поднимется до 13%, а дизеля — до 9,5%. Расхождение в цифрах биржи и ФАС можно объяснить, вероятно, тем, что какие-то ВИНК в начале года поставляли на биржу более 25% производимого моторного топлива, а какие-то — символические объемы. Некоторым из них выгоднее работать через собственные заправки либо напрямую с независимыми операторами. Это старая история. Таким образом ВИНК стремятся получить максимальную прибыль, попутно упрекая независимых предпринимателей в продаже суррогата и системных налоговых нарушениях. В этом, к сожалению, есть доля истины.

Достаточно почитать отзывы о качестве бензина одной из независимых ростовских сетей, на сайте которой нет даже упоминания о том, что это за юрлицо. Конкуренты назвали бензин этой сети «подозрительно дешевым». Прозрачность рынка, конечно, оставляет желать лучшего. А его регулирование носит известный национальный характер.

Похожий шок, когда оптовые цены росли, а розничные снижались, уже случался — в конце 2014 года. Вот как описывал ту ситуацию в мае 2015 года вице-президент ростовской ассоциации «Прогресс», в которую входила сеть из почти ста одноименных АЗС, Эдуард Бабаев:

— За последние несколько лет повышение розничной цены на бензин соответствовало темпам прироста официальной инфляции. И наверное, по итогам 2014 года и была бы аналогичная ситуация, однако в конце года президент Владимир Путин раскритиковал ценовую политику: мол, не может быть такой высокой цена топлива в стране при столь существенном падении мировых цен на нефть. Причем в этом обращении упоминалось о какой-то сверхприбыли нефтяников. Сразу после этого, с середины ноября, у основных игроков, причем преимущественно у компаний с государственным участием, розничная цена на бензин снизилась на 2%. В результате чего рост цен на нефтепродукты в рознице составил за прошедший год всего 9-10%, даже не обогнав уровень инфляции в 12% за этот же период. Цена на нефть резко ушла вниз, мы только собрались получать эти так называемые сверхприбыли, как розничные цены на нефтепродукты стали снижаться, а оптовые, наоборот, были высокими, долгое время не падали. Конечно, эта ситуация не могла не отразиться на экономике нашего предприятия. Возможно, вертикально интегрированная нефтяная компания и может при этом хорошо зарабатывать, но у частных продавцов, покупающих нефтепродукты у переработчиков и реализующих через свою розничную сеть, такой возможности нет.

Впоследствии собственники крупнейшей местной сети АЗС «Прогресс» начали продавать заправки. Среди покупателей был, например, «ЛУКОЙЛ». Компании обсуждали также сотрудничество по франшизе. К 2019 году сеть «Прогресса» со 100 сократилась до 40 заправок, а теперь под этими брендом работают считанные единицы.

— Мы занимаемся автозаправочным бизнесом больше 20 лет, сложность его в том, что он очень цикличен — до определенной степени маржинальность растет, потом начинает резко падать, — рассказывал в 2019 году корреспонденту N заместитель гендиректора ассоциации «Прогресс» Александр Минко. — Часто причина не столько в экономических вопросах, не в стоимости доллара или цене на нефть, сколько в политических решениях. Поведение крупных нефтяных компаний, от которых зависит наш бизнес, мы зачастую понимаем только по прошествии какого-то времени. Этот бизнес не до конца прозрачен. Поэтому мелкому и среднему бизнесу приходится тяжело. Тут может быть хорошая маржинальность, но при этом отсутствие продукта. Или наоборот — продукта валом, а наценки нет. К тому же раньше мы активно работали с бюджетными заказчиками — региональными и федеральными. Но в какой-то момент федеральные заказчики плавно перетекли в «Роснефть», а местные плохо платежеспособны.

Сейчас, как известно, собственников ассоциации «Прогресс» судят по известному делу об аксайских рынках.

21 июня на Биржевом комитете ФАС России обсуждались вопросы ужесточения критериев экспорта топлива. Настройка конкуренции на внутреннем рынке в России, где нефти хоть ложкой ешь, требует порой недюжинных усилий.

В 2025 году на НЗНП обещают начать производить бензин. Интересно, кому будет поручено им торговать?

Просмотров: 2721

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ресурсы
Независимые донские АЗС зажаты в тиски розничных и биржевых цен
Системный оператор Единой энергетической системы (СО ЕЭС) сообщил о планах строительства, реконструкции и увеличения мощности донских электростанций. Рассматривается ввод атомной электростанции в Новочеркасске и ветряной в Пролетарском районе Ростовской области. 
Ресурсы
Независимые донские АЗС зажаты в тиски розничных и биржевых цен
Ежегодно около половины новых сотрудников ВТБ в Ростовской области составляет молодежь. Этот показатель сохраняется, несмотря на снижение количества работников в возрасте 30-39 на российском рынке труда.
Ресурсы
Независимые донские АЗС зажаты в тиски розничных и биржевых цен
Согласно опубликованному 23 мая исследованию сервиса Headhunter.ru, дефицит рабочих кадров сохраняется. В тройке лидеров по открытым вакансиям — водители, курьеры и грузчики.
Ресурсы
Независимые донские АЗС зажаты в тиски розничных и биржевых цен
В этом году потребители электроэнергии в Ростове отмечали частые отключения электроэнергии, а самым драматичным эпизодом стал блэкаут для 3000 горожан в западном микрорайоне по вине электросетевой компании «Металлэнергоресурс». Участники рынка заявили N о дефиците мощностей в Ростове и запущенном властями процессе консолидации электросетей. В последние годы местный сетевой рынок привлек частных игроков, которые активно приобретают новые сети, в том числе те, которые раньше никого не интересовали. Основные проблемы — кадровый голод и инфляция, которая приводит к тому, что затраты (в том числе на ремонт сетей) не компенсируются полностью тарифом.