Управленцы бизнес-центров теряют доходы
По словам руководителей крупных ростовских управляющих компаний, тарифы на техобслуживание бизнес-центров в 2015 году практически не изменились. Рентабельность этого бизнеса снижается, поскольку из-за роста курсов валют себестоимость услуг увеличивается. Некоторые участники рынка прогнозируют рост цен со следующего года.
По словам директора Первой эксплуатационной компании Всеволода Жданова, за последний год тарифы на техобслуживание подросли на 7%, поскольку из-за роста цен на расходные материалы в среднем на 6–7% увеличилась его себестоимость.
— Сегодня тариф на техобслуживание в БЦ «Буденовский, 80» составляет 24 рубля за кв. м в месяц, в БЦ «Гвардейский» — 70 рублей за кв. м в месяц, — делится г-н Жданов. — В этом году повышать тарифы не станем. Сейчас за счет неплатежей рентабельность бизнеса практически нулевая, плановая рентабельность — около 8%.
В УК «Кристина» (БЦ «Пять морей») в текущем году еще не повышали тарифы на техобслуживание (в среднем 140 рублей за кв. м в месяц), но прогнозируют их увеличение в ближайшее время.
— В первую очередь это связано с колебанием курсов валют, поскольку запасы расходных материалов по старым ценам на складах наших поставщиков заканчиваются, — говорит директор по развитию ООО «УК “Кристина”» Вадим Караваев. — Центр у нас новый и пока не требует значительных вложений в перевооружение, поэтому не думаю, что это отразится на цене для наших арендаторов. Как и любая другая УК, мы стараемся оптимизировать расходы на техобслуживание путем внедрения новых технических решений. К примеру, сейчас мы прорабатываем задачу оптимизации работы системы кондиционирования. Довольно большая часть помещений пустует, но мы ведем переговоры с несколькими крупными компаниями.
В УК «Омега» (управляет БЦ «Гедон») не смогли назвать цену техобслуживания, поскольку она входит в арендную плату. В компании добавили, что у них заключены договоры со специализированными организациями, занимающимися обслуживанием кондиционеров, лифтов и т. д., поэтому себестоимость услуг существенно не изменилась.
В УК «Офис-Сервис» (БЦ «Купеческий двор» и др.) также не повышали тарифы, которые сегодня составляют от 20,4 до 70,4 рубля за кв. м в месяц. Собеседник N в компании сообщил, что из-за снижения рентабельности тарифы придется поднять к концу 2015 года.
— Тариф на техобслуживание рассчитывается для каждого объекта индивидуально и зависит от объема оказываемых услуг, количества занятого на объекте персонала, его квалификации и т. д., — говорит директор УК «Элита-Сервис» Людмила Лейга. — Оснащенное высокотехнологичным оборудованием здание БЦ класса А «Риверсайд-Дон» требует обслуживания высококвалифицированными специалистами. В здании работает единая система контроля и управления вентиляцией, отоплением и кондиционированием, видеонаблюдением и контролем доступа. Это позволяет эффективно управлять инженерными системами, экономить ресурсы, что положительно сказывается на снижении затрат. Тариф на техобслуживание в БЦ «Риверсайд-Дон» — 83,6 рубля за кв. м в месяц. В 2015 году повсеместно выросла стоимость услуг у наших субподрядчиков, поэтому рентабельность с 10% снизилась до 7%. Но мы приняли решение, что в этом году оставим тарифы на прежнем уровне и будем искать дополнительные способы оптимизации затрат. Это и внеарендные доходы, например от рекламы, и техническое усовершенствование инженерных систем и т. п.
Другой бизнес-центр высокого класса «Колизей» управляется новой созданной собственниками помещений компанией «Управление недвижимостью».
— Для нас прибыль не главное, мы стремимся содержать бизнес-центр в хорошем состоянии, — рассказал N директор ООО «Управление недвижимостью» Дмитрий Гришин. — Наш тариф на техобслуживание здания составляет 52,42 рубля за кв. м в месяц, он примерно равен себестоимости наших услуг. Самые дорогостоящие работы — это клининг, обслуживание систем вентиляции, пожарной сигнализации и пожаротушения. Пока кризис на нашей работе не сказался, подрядчики не поднимали цены. Если это и произойдет, то, видимо, со следующего года.
Компания содержит в штате только 8 человек — это сантехники, электрики, главный инженер, юрист и бухгалтерия, все остальное отдает на аутсорсинг, выбирая наиболее выгодное предложение. Если подрядчик снижает качество работ, его меняют, так произошло с клининговой компанией.
— Подрядчиков на рынке хватает, — уверен Дмитрий Гришин. — Больше сложностей возникает с изучением чертежей систем, коммуникаций. Мы должны в них хорошо разбираться, чтобы вовремя устранять неполадки, оптимизировать собственную работу.
Крупнейшие УК, управляющие офисной недвижимостью в Ростове (таблица)