«Сталкиваемся с проблемами, связанными с горячим водоснабжением и отоплением»
Ростовское товарищество собственников жилья (ТСЖ) «Возрождение», управляющее домом, построенным в 2006 году, четыре раза отстаивало права жителей в судах. Из них удалось выиграть три. По словам председателя правления ТСЖ Галины Плечко, права жителей дома нарушаются в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
N: — Как часто приходится судиться вашему ТСЖ? Г.П.: — С момента образования нашего ТСЖ в ноябре 2007 года приходилось судиться с компанией-застройщиком «КСМ-14» по вопросам строительных недоделок, невыполнения техусловий и незаконной продажи технических помещений, а также с котельной по поводу ненадлежащего предоставления коммунальных услуг. Мы всегда пытаемся найти мирный способ решения проблемы, но когда тебя не слышат, приходится обращаться в суд. Мирным путем удается решить только проблемы, связанные с должниками дома, т. к. в таких ситуациях мы всегда стараемся найти компромисс.
N: — Какие судебные дела удалось выиграть?
Г.П.: — Мы выиграли суд по вопросу возвращения подвалов, которые были незаконно проданы застройщиком третьим лицам (см. N, № 938). Но во время суда выяснилось, что еще один подвал, который мы считали своим, оказался оформлен на застройщика. Сейчас мы проводим экспертизу, чтобы доказать, что это техническое помещение, предназначенное для обслуживания одной и более квартир.
Практически постоянно мы сталкиваемся с проблемами, связанными с горячим водоснабжением и отоплением, возникающими по разным причинам. Например, ежедневно котельная отключает горячую воду с 23.00 до 6.00. Также из-за аварий на теплотрассах часто отключается отопление, которое затем дают с большим количеством воздуха. Поэтому нам приходится в течение 10–12 дней сбрасывать воздух, чтобы в квартирах заработали все стояки.
Наш дом обслуживает ведомственная котельная ДТВ ОАО «РЖД», которая работает с 1961 года. При строительстве дома застройщику были выданы техусловия, согласно им он должен был участвовать в реконструкции котельной путем приобретения трех котлов для отопления, двух котлов для горячей воды и трех насосов, которые он должен предоставить котельной. Но застройщик предоставил только отопительные котлы, которые не были подсоединены к котельной. Нам с большим трудом удалось достучаться до высшего руководства ОАО «РЖД», и в котельной подключили отопительные котлы — проблема с отоплением была решена. Однако с горячей водой вопрос оставался открытым, потому как застройщику удалось получить справку, в которой было сказано, что он выполнил техусловия в полном объеме. Мы подали жалобу в прокуратуру, и прокурорская проверка выявила, что котлов на горячую воду нет и техусловия не выполнены. После этого мы подали иск на застройщика в арбитражный суд и выиграли в 2009 году это дело. Но до сих пор решение суда не исполнено в полном объеме.
Проблемы с горячей водой не прекратились, т. к. котельная предоставляет коммунальные услуги ненадлежащим образом. Согласно постановлению правительства № 307 горячая вода должна иметь температуру в точке разбора 60 градусов. Однако наши приборы учета на тепловом узле, которые каждые сутки фиксируют параметры использования воды, показали, что ни разу горячая вода не имела нужной температуры. Мы сделали перерасчет оплаты, но котельная отказалась в добровольном порядке вернуть нам излишне уплаченные деньги. После чего мы обратились в суд, и судья нам сообщила, что мы первые, кто решился заниматься этим вопросом. Нам удалось вернуть 215 тыс. рублей лишней платы за 3 года. А сейчас, чтобы не доводить дело до суда, я, опираясь на данные приборов учета теплового узла, делаю перерасчет оплаты за горячую воду согласно правилам предоставления коммунальных услуг.
N: — Какие проблемы дома не удалось решить?
Г.П.: — Нам не удалось выиграть дело, связанное с нашим иском к застройщику о многочисленных строительных недоделках в здании. Например, в нашем доме отсутствует молниезащита, хотя она предусмотрена проектом. По проекту в подъездах должны быть полы из мраморной крошки, однако у нас площадки и лестничные клетки выложены керамической плиткой, при укладке которой была нарушена технология работ. Поэтому мы на свои средства заменили всю плитку в подъездах, т. к. ходить было невозможно. В связи с тем что наш дом находится на просадочных грунтах, по периметру дома согласно проекту должна быть сделана асфальтобетонная отмостка шириной 1,5 метра, чтобы вода не просачивалась под дом. У нас же застройщик вместо отмостки сделал тротуарную плитку, под которой нет никакой изоляции, таким образом, вся вода уходит под дом. Кроме того, температурные швы между блоками нашего дома не были утеплены, поэтому у одного из жильцов в квартире замерзла вода в трубах. Сначала мы составили акт о недоработках и отправили его застройщику, но он проигнорировал наши требования, и мы не смогли решить этот вопрос мирным путем. После этого мы подали иск в суд. Судебная экспертиза подтвердила обоснованность всех наших жалоб. Но судья вынесла решение в пользу застройщика, сославшись на то, что дом сдан и принят комиссией. Нам лишь частично возместили ущерб, выплатив 435 тыс. рублей.
N: — Из каких средств оплачиваются судебные издержки?
Г.П.: — Если мы планируем судебные разбирательства, то при составлении сметы на текущий год по техобслуживанию дома в нее включаем судебные расходы и утверждаем на собрании. Сейчас тариф на техобслуживание дома составляет 15,5 руб. за кв. м в месяц. В случае победы ТСЖ не несет потерь, а все расходы возмещает проигравшая сторона.
N: — Что важно для победы в деле: квалификация юристов или что-то другое?
Г.П.: — Конечно, квалифицированный юрист является залогом победы, но и председатель ТСЖ должен работать с желанием. Я хожу на все заседания не потому, что не доверяю юристам, а лишь для того, чтобы самой слышать, как продвигается процесс, и знать, чем я могу помочь, какие подготовить документы. Я надеюсь, что эти суды будут последними.