г. Ростов-на-Дону
27 декабря 2024 03:07:17
99.23
103.3

Ретейлеры формируют спрос на склады

В 2020 году спрос на склады в Ростовской области в основном наблюдался со стороны ретейлеров. По оценкам аналитиков компании Colliers International, на региональных рынках выросло число сделок аренды складов классов А и В. Однако, по подсчетам N, в Ростовской области вакантны более 13% качественных площадей. Плохая заполняемость наблюдается у новых комплексов. Участник рынка отмечает, что формат заявок стал скромнее. Раньше бизнес интересовали площади складов размером 1-2 тыс. кв. метров, сейчас — 200-300 кв. метров.

По данным исследования складской недвижимости класса А и В, проведенного компанией Colliers International, в 2020 году складской рынок регионов продемонстрировал рекордный рост в связи с возросшей в пандемию потребностью ретейлеров в качественной складской инфраструктуре в регионах России и дефицитом вакантных объектов класса А. Доля ретейла в объеме сделок аренды, закрытых в течение 2020 года, составила рекордные 65%, что даже превышает показатели московского региона (60%). Как отмечают аналитики Colliers, среди новых объектов на рынке существенную долю занимают склады и очереди складских комплексов, реализованные в рамках ранее заключенных сделок built-to-suit — строительство под запрос.

По данным исследования, в Ростове ставка аренды составила 3,4 тыс. руб. за кв. метр в год без НДС и ОРЕХ (операционные расходы). Аналитики оценивают объем донского рынка качественной складской недвижимости на уровне 500 тыс. кв. м.

По данным Colliers, предложение в 2020 году пополнилось на 50 тыс. кв. метров новых складских площадей — это пятое место среди регионов России. По всей видимости, аналитики не учли в этих данных складской комплекс класса А площадью 38 тыс. кв. метров, который для компании Ozon построил девелопер A2Group. Сделка состоялась в 2019 году, а логистический центр заработал в Аксайском районе в 2020 году.

В прошлом году, как писал N, на территории этого комплекса открылся еще и сортировочный центр Wildberries площадью 1,5 тыс. кв. метров. В этом году «Яндекс.Маркет» собирается увеличить складские площади в комплексе A2Group с 5 до 10 тыс. кв. метров.

Руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России (складской комплекс класса А открылся в донском регионе в 2019 году) Артем Хомышин отмечает большой интерес к складским площадям также со стороны заказчиков, нуждающихся в сезонном хранении и обработке продукции.

— Наибольший спрос мы фиксируем со стороны FMCG-компаний (продукты питания, в том числе и требующие специальных температурных режимов), а также со стороны ретейлеров.

Как писал N, с начала этого года торговая сеть METRO на 500 кв. метров увеличила объем площадей в складском комплексе FM Logistic. Сотрудничество началось в июне 2020 года, сейчас совокупная площадь занимаемых METRO складов составляет 2 тыс. кв. метров.

На сегодняшний день в складском комплексе FM Logistic (класс А) заполнено примерно 17,5 тыс. кв. метров из 35 тыс., 50% не заняты под постоянную резервацию/проекты.

— В Ростове мы работаем по схеме резервации площадей под клиентов и вариантов необходимой обработки товаров на них, — говорит Артем Хомышин. — Варианты сдачи в аренду части площади под самостоятельное управление крупным заказчиком тоже могут быть рассмотрены, однако основным приоритетом для нас остается комплексное оказание услуг. Так, в настоящее время мы участвуем в нескольких крупных тендерах, реализация данных проектов может позволить нам полностью занять емкость склада.

По словам управляющего фондом «ПНК Девелопмент» и инвестиционной стратегией PNK rental Дмитрия Пилевина, складским комплексом PNK Group (класс А) в Ростовской области (площадь 35 тыс. кв. метров, был введен в эксплуатацию в 2020 году) интересуются как текущие, так и потенциальные клиенты. Что касается отраслей деятельности интересантов, то это классический и онлайн-ретейл, логистика, дистрибьюция. 6 тыс. кв. метров складского комплекса в июне прошлого года арендовала ГК «Детский мир», остальные 29 тыс. кв. метров, или 83%, остаются вакантными.

По словам гендиректора ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (СКЛП) Виктора Халына, из 35 тыс. кв. метров складов класса А+ и В+, находящихся в управлении компании, вакантны около 2 тыс., или 5,7%.

— В условиях сужения экономики рынок все больше и больше переходит на высокотехнологичные услуги, — говорит Виктор Халын. — Востребованы 3PL-провайдеры, которые занимаются и хранением, и обработкой продукции с полным спектром услуг. Мы внедряем новые технологии, ни у кого в России еще нет такого роботизированного комплекса, который есть у нас. Поэтому мы себя чувствуем уверенно. Мы работаем с глобальными поставщиками, крупными международными и федеральными сетями. Они себя чувствуют хорошо, поскольку потребность в продуктах и товарах первой необходимости у населения есть всегда. С другой стороны, размер запросов на свободные площади уменьшился. Если раньше клиенты хотели 1-2 тыс. кв. метров, то сейчас поступают заявки на 200-300 кв. метров, спрос снизился.

Только в складских комплексах, упомянутых выше, в общей сложности свободно 66 тыс. кв. м, то есть 13% рынка качественных объектов. Аналитики Colliers International оценивают вакантность на уровне 5%.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Крупные компании
Ретейлеры формируют спрос на склады
В Ростовской области заработал новый логистический центр Ozon. Он сможет хранить 8 млн товаров и обрабатывать до 80 тыс. посылок в день. На Дону центров такого масштаба нет ни у одной торговой интернет-платформы. Более крупный центр только начал строить в этом году Wildberries в Краснодаре. При этом в Ростове уже развернулись все лидеры отечественной интернет-торговли.
Инвестпроекты
Ретейлеры формируют спрос на склады
Санкт-Петербургский производитель косметических средств «ЮНИКОСМЕТИК» (бренд ESTEL) к концу следующего года планирует построить в Аксайском районе логистический комплекс площадью 7 тыс. кв. метров. Он позволит снабжать потребителей на юге России и осуществлять экспортные поставки в ближайшие страны. Объем инвестиций в проект составит 350 млн рублей.
Инвестпроекты
ООО «Мельница» в I квартале следующего года в Мясниковском районе Ростовской области планирует начать строительство логистического центра. По данным пресс-службы регионального Агентства инвестиционного развития (АИР), площадь будущего объекта — 10,5 тыс. кв. м. Инвестор уже вложил в проект около 80 млн руб. собственных средств, общий объем инвестиций — 400 млн руб.
Сделки
Ретейлеры формируют спрос на склады
ГК «Элма», управляющая в Ростове бизнес-парком «ГПЗ», приобрела у «ВЭБ.РФ» логистический комплекс в районе улицы Доватора, ранее он принадлежал обанкротившейся компании «Вирбак». Участок 14 га с 58 тыс. кв. м помещений, большая часть из которых — склады, был продан за 703 млн рублей. По мнению эксперта, объект достался москвичам по выгодной цене.
Крупные компании
Ретейлеры формируют спрос на склады
С начала этого года объем площадей торговой сети METRO в складском комплексе FM Logistic в Аксайском районе увеличен на 500 кв. м, их совокупная площадь составляет 2 тыс. кв. м.
Просмотров: 6956

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Недвижимость
Ретейлеры формируют спрос на склады
Ростовская строительная компания СК10 стала лауреатом федеральной премии «Лучшее для России. Развитие регионов». При выборе победителей среди застройщиков конкурсная комиссия оценивала вклад участников в развитие строительной отрасли, а также уровень комфорта среды для жизни, которую создают девелоперы. СК10 развивает городскую среду Ростова на протяжении уже 70 лет, в рамках своих проектов компания строит не только жилье, но социальные объекты, а также создает комфортные придомовые территории.
Недвижимость
Ретейлеры формируют спрос на склады
Крупнейшим коммерческим объектом, который был построен в Ростове в третьем квартале, стал склад. Как и в первом полугодии. Интерес к складам растет. В третьем квартале в Ростове было выдано 10 разрешений на строительство таких объектов, столько же было получено бизнесом за все первое полугодие.
Недвижимость
Ретейлеры формируют спрос на склады
Разделение жилья на классы пришло в российские реалии году в 2012-м. На это повлияли рекомендации, разработанные Российской гильдией риелторов и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства. С тех пор на первичном рынке принято выделять четыре вида квартир: «эконом» и «комфорт» — это массовый сегмент, а «бизнес» и «элит» — жилье повышенной комфортности. Время идет, качество строительства и материалов повышается, а значит, и границы между классами становятся уже не настолько очевидны. Федеральный застройщик корпорация «Девелопмент-Юг» совместно с экспертом по недвижимости Алексеем Олейниковым запустили проект по изучению жилья в разных классах. Он направлен на то, чтобы разобраться в отличиях и понять, за что покупатели доплачивают оправданно, а что является лишь красивой оберткой с пустыми обещаниями внутри. В первом материале разбираемся, чем жилье бизнес-класса отличается от других вариантов, представленных на рынке.
Недвижимость
Ретейлеры формируют спрос на склады
Новый проект одного из крупнейших ростовских девелоперов позиционируется как курортный квартал.