г. Ростов-на-Дону
08 июня 2025 03:53:02
79.17
90.4

«Проблемы в ЖКХ — следствие политики органов местного самоуправления»

Претензионную работу с населением, имеющим задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, должны вести управляющие компании (УК). Однако их тариф, в отличие от постоянно растущих тарифов поставщиков ресурсов, сдерживается местными властями для создания иллюзии благополучия, считает Юрий Татаринов, старший юрист практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX. Вести бизнес в таких условиях смогут лишь УК, которые предложат владельцам квартир платить реальную стоимость своих услуг или как минимум освободятся от ответственности за долги населения.

N: — Кто должен вести претензионную работу с населением: УК или ресурсо­снабжающие организации (РСО)?

Ю.Т.: — В случае выбора способа управления многоквартирным жилым домом посредством УК претензионную работу должна вести УК.

В случае непосредственного управления данную работу должны вести РСО, с которыми у жильцов заключены договоры на поставку соответствующего ресурса.

N: — РСО из своего тарифа должна выплачивать УК деньги за ведение претензионной работы?

Ю.Т.: — Нет. Дело в том, что затраты, которые несет УК в связи с ведением претензионной работы, учитываются в составе платы за управление многоквартирным жилым домом, потому что в этих деньгах заложены расходы на содержание аппарата.

N: — РСО ежегодно повышают тарифы на 15%, а тариф УК в Ростове не менялся 5 лет.

Ю.Т.: — Проблема существует. Это следствие политики органов местного самоуправления, стремящихся создать иллюзию благополучия. Тариф зависит от двух факторов — политики, а также финансового состояния государства и населения. Люди не могут платить больше, чем указано в квитанциях, поэтому и получаются такие парадоксы. Однако жители могут выбрать УК, которая вправе сама предлагать им стоимость своих услуг. И если людям не нравится стоимость, они недовольны качеством, готовы платить больше, они способны решить это самостоятельно: как минимум создать собственное ТСЖ и вкладывать свои деньги в свое общее имущество.

N: — А если есть УК, но при этом деньги жильцов непосредственно идут в РСО, кто должен вести претензионную работу?

Ю.Т.: — Вопрос в том, кто управляет домом. Если жильцы вносят плату напрямую в РСО и при этом платят УК за ее услуги по управлению (в стоимость включены расходы на содержание аппарата), то согласно Постановлению Правительства № 354 внесение денег напрямую в РСО означает, что жильцы надлежаще заплатили за коммунальные услуги. Соответственно, невнесение денег означает, что их должен взыскивать тот, кто управляет домом. Вот в чем нюанс. Если уж заниматься управлением домом как бизнесом, то заниматься от и до.

N: — О каком бизнесе может идти речь, если УК должна изыскать где-то эти деньги, притом что ее тарифа не хватает и на содержание дома?

Ю.Т.: — Это основная неразрешимая на данный момент проблема. Дело в том, что УК не имеет существенных активов, соответственно, для нее проблематично получать кредиты, чтобы покрыть кассовые разрывы. Выход из ситуации состоит в том, чтобы РСО напрямую получали денежные средства от потребителей коммунальных ресурсов, минуя УК. Это уже реализовано в газоснабжении Постановлением Правительства № 549, при этом Постановление № 354 на данные отношения не распространяется, т. е. УК может не нести ответственность за неплатежи.

N: — Есть ли еще какие-то механизмы, позволяющие УК минимизировать свою ответственность за неплатежи населения?

Ю.Т.: — В Постановлении Правительства № 354 указано, что ответственность УК за просрочку или неисполнение обязательств должна быть зеркальна размеру ответственности за просрочку жителей, которые эту плату не вносят. Тем самым законодатель защищает интересы УК: даже если с нее будут взысканы сумма долга и неустойка, то УК будет аналогично взыскивать долг и неустойку с допустивших просрочку жителей. Если УК хочет заниматься исключительно обслуживанием дома, то, чтобы не связываться с предоставлением коммунальных услуг, она может просто быть подрядчиком при непосредственном управлении домом. Жители могут проголосовать за введение непосредственного управления и самостоятельно заключать договоры с РСО, а УК нанимать, чтобы она выполняла какие-то работы. Для нее это будет самый безопасный вариант, но тогда это будет не в полной мере управление многоквартирным домом.

N: — Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы решить проблему с неплатежами населения?

Ю.Т.: — Существенно снизить уровень задолженности на сегодняшний день затруднительно из-за низкого уровня социально-экономического развития населения России. Тем не менее положить начало постепенному выходу из кризисной ситуации возможно за счет внедрения нескольких мер.

Первая мера — создание между РСО, УК и органами местного самоуправления единых информационных баз данных. Там в режиме реального времени должна учитываться информация о начисляемых и оплачиваемых коммунальных платежах, включая сведения о тарифах, сумме задолженности и пр. Сейчас, как правило, сведения о задолженности населения, поступающие от УК и РСО, существенно отличаются друг от друга, их сложно перепроверить.

Вторая мера — введение института обязательной в силу закона банковской гарантии для УК в счет исполнения ими обязательств по оплате приобретенных коммунальных ресурсов для случая их приобретения УК у РСО. С одной стороны, это станет барьером для входа на рынок недобросовестных УК, с другой — стимулом для УК оперативно отслеживать динамику возникновения задолженности, с третьей стороны — позволит РСО рассчитывать на гарантию поступления платежа за переданный коммунальный ресурс.

Третья мера — повсеместное внедрение технологии внесения платы за коммунальные услуги с помощью интернета. Зачастую основным фактором несвоевременного внесения платы выступает именно неудобство совершения гражданами данной операции.

Просмотров: 2250

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Недвижимость
«Проблемы в ЖКХ — следствие политики органов местного самоуправления»
В апреле 2025 года Ростовская область вошла в тройку лидеров по объему ипотечных сделок Сбера. При этом каждый шестой кредит дончане оформили на покупку или строительство частного дома, сообщает пресс-служба банка.
Недвижимость
«Проблемы в ЖКХ — следствие политики органов местного самоуправления»
Искусственный интеллект нарисовал варианты «дачи мечты» среднего жителя Ростовской области. Потенциальные покупатели и частные строители таких объектов согласны отдыхать и в черте города, и за его пределами, но недалеко от Ростова. Для некоторых обязательное условие — близость водоема.
Недвижимость
«Проблемы в ЖКХ — следствие политики органов местного самоуправления»
Площадь коммерческих помещений, введенных в Ростове-на-Дону в первом квартале 2025 года, составила 2,6 тыс. кв. м, что почти на порядок меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (23,8 тыс. кв. м). Крупнейшим и единственным введенным объектом стал склад производителя компьютерной техники ООО «Бештау». Спад коммерческой активности прослеживается и по выданным разрешениям на строительство. По мнению экспертов, на ситуацию на рынке повлияло большое количество торговых площадей в новых жилых комплексах, а также высокая ставка кредитования.
Недвижимость
«Проблемы в ЖКХ — следствие политики органов местного самоуправления»
Объем многоквартирного жилья, которое было введено в донской столице в первом квартале, вырос в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Введено 4 дома общей площадью 80,7 тыс. кв. м. При этом почти в 6 раз сократилось количество выданных разрешений на строительство жилых высоток.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.