Около 10 млн руб. за мусор
Такая сумма инвестиций необходима для выхода на рынок вывоза твердых бытовых отходов (ТБО).
В Ростове на рынке сбора и вывоза отходов работает около 10 компаний. По данным лидера рынка, рентабельность работы на нем минимальна. Осложняют работу на этом рынке несвоевременные платежи населения и управляющих компаний. По данным Департамента ЖКХ и энергетики Ростова, в настоящее время услуги по сбору и вывозу отходов оказывают около 10 организаций, в том числе ОАО «Чистый город», ООО «Радуга», ООО «Экомтех», ЗАО «Дорремстрой», ООО «Городская коммунальная служба», ООО «Южный город» (вывоз отходов производств и торговых объектов).
— В основе комплекса обращения с отходами лежат договорные отношения потребителей и поставщиков услуги по сбору и вывозу ТБО, — сообщил директор Департамента ЖКХ и энергетики Ростова Михаил Неделин. — Регулированию подлежит только деятельность по утилизации отходов, а сбор и вывоз отходов являются нерегулируемой сферой — стоимость услуги формируется каждым перевозчиком индивидуально.
По его словам, ежегодно в Ростове появляются новые предприятия-перевозчики, в том числе малые, которые обслуживают несколько многоквартирных домов. Согласно законодательству, сбор и вывоз мусора может осуществлять непосредственно сама УК при наличии спецтранспорта и договора с полигоном на размещение отходов.
По мнению участников рынка, для начала бизнеса необходимо приобрести парк техники, заключить договоры, в том числе и на размещение отходов, иметь природоохранную документацию. Так, гендиректор ООО «Радуга» Алексей Петров полагает, что новый современный отечественный мусоровоз обойдется в 2,5–3,5 млн руб., импортный — раза в 2–3 дороже, и даже 3 машинами не обойтись. Учитывая высокие требования к организации деятельности компаний с точки зрения технологии, санитарных норм, оценки потребителей, далеко не все перевозчики могут закрепиться на рынке.
Лидер рынка ОАО «Чистый город», занимающее на нем, по собственным оценкам, около 65%, по словам гендиректора Сергея Пухкалова, работает во всех районах города (кстати, единственный в Ростове официальный полигон ТБО принадлежит ему).
— В Ростове действительно создана конкурентная среда, которая вынуждает ежедневно бороться за клиента, — говорит он. — Мы стремимся к увеличению доли рынка, но при этом никогда не используем нечестные методы. В то же время, по его наблюдениям, на рынке есть компании, которые недобросовестно размещают вывозимые отходы, из-за чего в городе растут несанкционированные свалки.
Стабильно развивается ООО «Радуга», которое в настоящее время, по собственным данным, обслуживает дома общей площадью около 1,5–2 млн кв. м. Помимо этого компания активно работает с рынками, торговыми центрами, гипермаркетами, предприятиями. Клиенты у ООО «Радуга» есть в каждом районе Ростова, а также в Батайске, Азовском, Багаевском и Семикаракорском районах. Алексей Петров оценивает долю рынка Ростова, занимаемую его компанией, в 8–12%, а пару лет назад она не превышала 5%.
— Ростов — один из немногих городов, где есть конкуренция, — говорит Алексей Петров. — Но основной игрок у нас на рынке один — ОАО «Чистый город». Он обладает большим автопарком современной спецтехники и хорошей базой, чего нет у остальных компаний.
Тариф на вывоз отходов в Ростове, по его словам, находится на невысоком уровне по сравнению с другими городами, т. к. давно не пересматривался. В среднем тариф колеблется в пределах 2–2,2 руб. за кв. м площади квартиры.
— Основные составляющие тарифа — зарплата персонала, плата полигону за размещение отходов, топливо и запчасти на машины, немало средств уходит на обслуживание кредитов и лизинга, — объясняет Алексей Петров. — Мы постоянно ощущаем нехватку оборотных средств из-за несвоевременных платежей за оказанные услуги, а иногда и целенаправленных мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов. Особенно этим грешат УК, которые наращивают долг, а затем подают на банкротство, и взыскать с них уже практически нечего, к тому же судебные тяжбы длятся, как правило, не менее шести месяцев, а то и год.
— Рентабельность минимальная, — рассказывает Сергей Пухкалов. — В планировании очередного года мы в расчетах закладываем 10–15%. Но на практике все выходит гораздо сложнее. Наша работа напрямую зависит от стоимости топлива, энергоносителей, а что будет с ценой, никто не знает. Поэтому и универсальной цифры рентабельности нет.
Все отношения между потребителями и поставщиками услуги по сбору и вывозу ТБО основаны на заключении договоров. Одной из мер воздействия на неплательщиков может являться расторжение договора с взысканием задолженности в судебном порядке. Однако в департаменте подчеркивают, что для многоквартирных домов эта мера — исключительная, поскольку даже кратковременное отсутствие договора на вывоз отходов приведет к ущемлению прав жителей дома и ухудшению санитарного состояния территории.
— Только за прошлый год с этого рынка ушли две компании, они не смогли конкурировать в таких жестких условиях и попросту обанкротились, еще 1–2 компании в ближайшее время могут разделить их участь, — отмечает Алексей Петров. — Поэтому зайти новой фирме на этот рынок и с нуля организовать работу при действующих тарифах возможно, но маловероятно.