На строительном рынке наиболее актуальны «проверенные новинки»
В 2016 году спрос на стройматериалы снижался. Поэтому производители и дилеры сосредоточились на продукции, которая наверняка будет реализована, т. к. ее сбыт налажен в другом регионе, есть партнеры в области. Об этом говорили участники выставки «СТИМэкспо». Некоторые поставщики рассчитывают на государственные и муниципальные заказы.
Опалубка — довольно популярный стройматериал. Фото Михаила Мальцева. По данным Ростовстата, в 2016 году в области объем строительных работ снизился на 14,7% (в сравнении с 2015 годом). Жилых домов введено на 4,8% меньше. Большинство участников выставки «СТИМэкспо», с которыми беседовал N, также отметили сокращение спроса.
Галина Униченко, начальник отдела розничных продаж «Донстройкомплекта» (дилер производителей кирпича), сообщила, что впервые за 7 лет в январе и феврале 2017 года почти не было звонков от потенциальных покупателей. Ситуация изменилась только в марте.
Роман Дзюба, начальник отдела маркетинга инженерного центра «Грант» (Волгодонск), заявил, что в 2016 году число заказов, связанных со строительством, сократилось на 25%. Компания производит из стеклопластика элементы убранства культовых сооружений, домов, общественных зданий и пр. В новом сезоне предприятие делает ставку на более современный стеклофибробетон. В отличие от трудногорючего стеклопластика этот материал негорючий. У элементов, выполненных из стеклофибробетона, полая конструкция, поэтому они легче бетонных (разница составляет до 300%).
Многие участники выставки представили новинки. Но в большинстве случаев речь шла о продукции, уже хорошо зарекомендовавшей себя и востребованной в других регионах.
ТД «Атлант» предлагает питерские системы «Дюрисол» — блоки несъемной опалубки из древесной щепы, обработанной минеральными добавками и скрепленной цементом. Их главные преимущества — высокая тепло- и звукоизоляция. Как сообщил N гендиректор компании Михаил Семочкин, системы широко применяются в Московской, Ленинградской областях и Краснодарском крае в жилищном и промышленном строительстве. Из них возводятся склады, звукопоглощающие экраны вдоль автомобильных и железных дорог. Малоизвестный на Дону материал, по мнению г-на Семочкина, будет интересен рынку благодаря экономичности:
— Возведение 2-этажного дома площадью до 200 кв. м займет 3 недели. Строить можно в любую погоду. В итоге строительство оказывается на 15–20% дешевле, если сравнивать с аналогичным по площади кирпичным домом.
В 2016 году в Ростове по этой технологии построены 16 объектов: жилые дома и гостиница. В 2017 году компания намерена участвовать в строительстве коттеджного поселка около Батайска (120 домов).
Вообще, различные виды опалубки — довольно популярный стройматериал.
Елена Абросимова, старший менеджер по продажам ростовской компании «Двенадцать», сообщила, что на 2017 год запланировано начало собственного производства опалубки. Сейчас предприятие производит фиксаторы арматуры для опалубки, занимается металлообработкой и литьем из пластмасс.
Компания «Волжские краски» хорошо известна в своем регионе. Она специализируется на поставке лакокрасочной продукции для Фонда капитального ремонта.
— В Волжском, где находится производство, до 90% фасадов окрашено нашей краской, в Волгограде — 15–20%, — говорит коммерческий директор компании Александр Дзадзиев.
По его мнению, ростовский рынок более динамичный и емкий в сравнении с волгоградским, поэтому заинтересовал компанию.
В Ростовской области также есть игроки, большая часть сбыта которых приходится на заказы, финансируемые из Фонда капитального ремонта и бюджетов различных уровней.
Наталья Федоренко, директор ростовского ООО «Авантаж Юг» (дилер производителей теплоизоляционных материалов), сообщила, что в 2016 году в общем объеме продаж компании доля фонда капитального ремонта превысила 50%. В целом г-жа Федоренко определяет ситуацию на донском рынке как сложную:
— Из 13 дилеров этой продукции осталась я одна.
У компании «Мир детского оборудования» (дилеры подольского производителя) есть опыт выполнения заказов, оплаченных из резервного фонда правительства Ростовской области. Галина Михеева, коммерческий директор предприятия, отметила, что интерес к региону продиктован высокими темпами жилищного строительства и тем, что в 2016 году Ростовская область вошла в число участников проекта «Наш двор». Ростовская область получит из бюджета 800 млн руб. На эти средства ТСЖ могут организовать, отремонтировать или доукомплектовать детские площадки.