г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 04:49:50
100.68
106.08

Коммерческий минимализм

Крупнейшие коммерческие объекты, построенные в 2011 году, намного меньше по площади лидеров прошлых лет. Самыми крупными коммерчес­кими объектами Ростова, открытыми в прошлом году, стали мебельный центр «Мебель Молл» и торгово-офисный комплекс, возведенный компанией «Донстрой» в Северном жилом массиве. Площадь каждого из них — 10 тыс. кв. м. Год от года площади лидеров коммерческой недвижимости становятся все меньше и меньше. В этом году планируются к сдаче 3 крупных офисных здания и один торгово-развле­кательный центр, запроектированные еще до кризиса. Новые масштабные объекты не закладываются.

В прошлом году в Ростове было введено в эксплуатацию 10 коммерчес­ких объектов площадью более 3 тыс. кв. м, сообщает Региональная служба строительного надзора Ростовской области. Половина из них офисные, остальные — торговые (см. таблицу). Самыми крупными коммерчес­кими объектами, открытыми в 2011 году, стали мебельный центр «Мебель Молл» (10 тыс. кв. м), а также торговый комплекс на пр. Космонавтов, возведенный компанией «Донстрой» (10 тыс. кв. м). Остальные здания значительно уступали им по площади. Строительные объекты продолжают мельчать: в 2010 году лидерами по площади среди новых зданий стали торговый центр «Мир ремонта» (24,2 тыс. кв. м) и гипермаркет «Лента» (12 тыс. кв. м). В 2009 году планка лидерства была намного выше (78 тыс. кв. м), да и крупными объектами считались те, чья площадь превышала 15 тыс. кв. м. Таких гигантов было 6. В основном в 2011 году продолжалась достройка начатых еще до кризиса коммерческих объектов, причем самые крупные проекты планируются к завершению как раз в этом году, если намеченные сроки опять не будут сдвинуты. По словам строи­телей, уже в первом квартале в эксплуатацию введут бизнес-центры «Колизей» (23,5 тыс. кв. м) и «Пять морей» (37,5 тыс. кв. м), а также торговый центр «РИО» (78 тыс. кв. м). На третий квартал 2012 года запланирована сдача бизнес-центра «Риверсайд-Дон» (23,5 тыс. кв. м).

По всей видимости, в ближайшие годы количество новых крупных коммерческих объектов будет только уменьшаться. По крайней мере, рос­товские девелоперы инвестировать в эту сферу не торопятся.

Директор ГК «Жилстрой» Андрей Смехунов, остановивший в конце 2010 года реализацию двух проектов офисной недвижимости и планировавший получить разрешение на строительство на этих пятнах жилья, сообщил, что сделать этого не удалось и сейчас он вынужден продолжить реализацию старых планов.

— Каждый год приходится выплачивать налог на землю — 1,5 и 8 млн руб., — говорит Андрей Смехунов. — Поэтому было решено достроить административные здания. Маленький офисный центр площадью 3 тыс. кв. м на ул. Нижней Нольной я попробую продать целиком. На отдельно стоящие объекты маленькой площади есть определенный спрос. Второй объект, больший по площади, на улице Красноармейской я также буду пытаться продать целиком крупной компании. В данном случае свою роль должно сыграть то, что он очень удачно расположен.

Эксперт сообщил, что в ближайшее время, за исключением этих двух офисных объектов, он планирует строить только жилье. Рынок жилой недвижимости в отличие от рынка коммерческой уже вышел из кризиса, считает он.

Гендиректор строительной компании «ЮИТ ДОН» Андрей Шумеев тоже планирует строить жилую недвижимость. Год назад он высказывал готовность приобретать участки и строить на них торговые и офисные объекты площадью 3–5 тыс. кв. м при наличии заказчика. Однако таковых до сих пор не нашлось.

— Инвесторы не стремятся вкладывать средства в рынок торговой недвижимости, потому что на эти объекты нет спроса, — считает Анд­рей Шумеев. — Торговля сейчас не развивается — сетевые ритейлоры активно расширяли число своих площадок в 2006–2007 годах, сейчас все затихло и потребности в новых объектах нет. Я знаю примеры удачно расположенных новых торговых зданий с привлекательной ценой, на которые собственник не может найти покупателя. Та же самая ситуация и с офисной недвижимостью — бизнес не развивается, площадки в ростовских бизнес-центрах приличного класса не востребованы. То, что на рынке коммерческой недвижимости, особенно в сегменте офисов, предложение превышает спрос, заставляет застройщиков более серьезно задумываться о качестве возводимых ими объектов.

— Сейчас при строительстве офисного объекта приходится при большей себестоимости делать более качественный продукт, — объясняет директор компании «Строймаксимум» Автандил Руруа, — потому что у покупателей есть достаточно большой выбор. Каждый бизнес-центр должен иметь свою нишу среди арендаторов. Времена соседства нотариуса и крупной аудиторской компании на одном этаже прошли. Крупным компаниям, как правило, неудобно, когда в здании много посторонних людей и большой пешеходный трафик.

Важное значение имеют и технические характеристики новых объектов.

— Мы владеем тремя этажами в БЦ «Гвардейский», у нас сорвалась одна сделка аренды, поскольку потенциальному арендатору не хватало электрической мощности. Например, этаж рассчитан на 35 кВт, а потребность арендатора составляет 85 кВт, — рассказывает г-н Руруа. — В БЦ «Колизей» мы эту проблему решили за счет увеличения электрических мощностей в здании с 1 до 1,5 МВт, из-за чего затянулся срок ввода в эксплуатацию.

Сейчас, по его словам, продано 50% площадей «Колизея». По данным Росреестра, на 01.12.2011 у этого объекта было 17 участников долевого строительства, у «Пяти морей» — 7, у «Риверсайд-Дона» — 108.

Просмотров: 2458

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Недвижимость
Коммерческий минимализм
Крупнейшим коммерческим объектом, который был построен в Ростове в третьем квартале, стал склад. Как и в первом полугодии. Интерес к складам растет. В третьем квартале в Ростове было выдано 10 разрешений на строительство таких объектов, столько же было получено бизнесом за все первое полугодие.
Недвижимость
Коммерческий минимализм
Разделение жилья на классы пришло в российские реалии году в 2012-м. На это повлияли рекомендации, разработанные Российской гильдией риелторов и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства. С тех пор на первичном рынке принято выделять четыре вида квартир: «эконом» и «комфорт» — это массовый сегмент, а «бизнес» и «элит» — жилье повышенной комфортности. Время идет, качество строительства и материалов повышается, а значит, и границы между классами становятся уже не настолько очевидны. Федеральный застройщик корпорация «Девелопмент-Юг» совместно с экспертом по недвижимости Алексеем Олейниковым запустили проект по изучению жилья в разных классах. Он направлен на то, чтобы разобраться в отличиях и понять, за что покупатели доплачивают оправданно, а что является лишь красивой оберткой с пустыми обещаниями внутри. В первом материале разбираемся, чем жилье бизнес-класса отличается от других вариантов, представленных на рынке.
Недвижимость
Коммерческий минимализм
Новый проект одного из крупнейших ростовских девелоперов позиционируется как курортный квартал.
Недвижимость
Коммерческий минимализм
Отрицательная динамика ввода жилья на Дону объясняется существенным снижением сдачи многоквартирных домов, в то время как жители региона наращивают ввод индивидуальных домов. За год квартиры в новостройках подорожали почти на 21%.