Девелоперам понадобились консультанты
Ростовские специалисты в сфере недвижимости заявили, что в этом году увеличился спрос на консалтинговые услуги со стороны девелоперов. Впрочем, маркетинговые исследования в основном заказывают у консалтинговых компаний, а работа риэлторов ограничивается поиском земельных участков либо бесплатными консультациями. По словам девелопера, сотрудничество с консалтинговыми компаниями благотворно сказалось на их проекте.
По словам специалистов в сфере недвижимости, в этом году увеличился спрос на консалтинговые услуги со стороны как иногородних, так и местных девелоперов, которым в основном интересен рынок жилья, торговли и гостиничного бизнеса. Впрочем, в Ростове консалтингом занимается мало компаний. — В прошлом году количество обращений по консалтингу увеличилось, так что с учетом длительности разработки каждого проекта в этом году мы, можно сказать, даже перегружены, — говорит гендиректор DDC Consulting Елена Полюшенко. — Если говорить только о создании концепции и консалтинге, то в прошлом году мы полностью закончили 5 проектов, но в этом году их больше. Среди наших текущих клиентов можно выделить ГК «Анастасия», «Ростовгорстой», «Авгур Эстейт».
По ее словам, после кризиса с рынка ушли многие непрофессиональные игроки и сейчас все больше клиентов серьезно подходит к разработке проекта перед строительством.
— Более того, рынок очень узкий, специалистов по консалтингу в Ростове очень мало. Мы практически не разрабатываем проекты в сфере жилой недвижимости, поскольку многие строительные компании уже и так хорошо ориентируются в своем бизнесе. Исключение составляют многофункциональные комплексы, включающие жилую составляющую. Наши заказчики — предприниматели, желающие извлекать доход из арендного бизнеса. В последнее время мы активно работаем с местными девелоперами, которые серьезно подходят к строительству и вначале заказывают у нас анализ ресурсного качества площадки, анализ рынка, а потом разработку его концепции. Также мы сотрудничаем с предпринимателями из других городов Ростовской области, которые развивают местные рынки коммерческой недвижимости, и хотят это сделать грамотно, привлечь сетевых операторов. Зачастую в качестве доказательства эффективности разработанной нами концепции девелоперы поручают нам и текущее управление (обеспечение текущих взаимоотношений с арендаторами, бухгалтерский и финансовый учет и др.).
Елена Полюшенко отметила, что средний проект создания концепции бизнес-центра в Москве может стоить порядка $ 300 тыс., цены DDC Consulting во много раз ниже.
— В пределах 300 тыс. рублей может стоить разработка концепции небольшого офисного здания, — объясняет эксперт.
Специалисты риэлторских компаний, которые также готовы консультировать девелоперов по различным вопросам, отмечают, что в этом году девелоперы стали чаще прибегать к их услугам, но по разным причинам это сотрудничество сводится к поиску земельных участков либо к бесплатным советам.
— В Ростове девелоперы и риэлторы практически не взаимодействуют, — говорит консультант по коммерческой недвижимости КУН «Капитал» Константин Поцелуев. — Строители редко обращаются к риэлторским компаниям за анализом спроса на ту или иную недвижимость в разных районах города, а строят где попало, лишь бы земля была дешевая. В итоге такие объекты получаются мало кому интересными. Взаимодействия нет также и потому, что у нас практически нет специалистов высокого уровня, которые могли бы работать с российскими и зарубежными инвесторами, и это справедливо по отношению как к риэлторам, так и к девелоперам.
По словам г-на Поцелуева, в их компанию девелоперы обращаются по вопросу приобретения земельных участков, т. к. девелоперские компании уже имеют готовую концепцию проекта, в которой прописаны определенные стандарты для торгового или офисного объекта. Количество подобных обращений увеличилось на 20–25%.
— В прошлом мы работали и с концерном «Покровский», и со структурами «Ванта», но за последние пару лет я не могу похвастаться реализацией проектов, — отмечает директор АН «Парус» Максим Хмель. — Бывает, что длительное время обсуждаешь с инвесторами проект, они, в свою очередь, обещают, что именно наша компания получит эксклюзивные права на продажу, а в итоге, собрав всю необходимую информацию, они занимаются продажами самостоятельно. У меня есть партнер, который несколько лет назад совместно со столичной компанией собирался реализовать крупный проект. Я беседовал с их консультантами и дал им всю раскладку по городу. Через месяц эта компания представила аналитический отчет, в котором 80% информации было услышано от меня, а они ее только красиво оформили. За эту работу им заплатили $ 50 тыс., а я заработал приятное общение с умными людьми. И такая специфика работы у многих московских компаний.