Технический парашют
В I квартале падение продаж грузовиков замедлилось. для смягчения спада дилеры планируют сделать упор на сервис.
В первом квартале продажи грузовиков в Ростовской области снизились на 20,9%. Дилеры сетуют на нестабильность курса евро и политическую ситуацию. В сложившихся условиях многие компании хотят развивать бизнес за счет его диверсификации, увеличения продаж сервисных услуг. Некоторые подумывают открыть представительство в Крыму. По данным «Автостата», в январе — феврале этого года в Ростовской области был продан 121 грузовой автомобиль, что на 20,9% меньше, чем в течение аналогичного периода прошлого года. Рынок продолжил свое падение: в 2013 году он просел на 29%. Объем продаж лидеров рынка либо не изменился, либо существенно снизился (см. инфографику). Традиционно занимающая первое место на местном рынке марка KAMAZ в январе — феврале продемонстрировала нулевой прирост.
По словам дилеров, в этом году на продажах негативно отразились политическая ситуация и рост курса евро, погодные условия — двухнедельные снежные заносы.
У ростовской компании «Транзит-Дон» в первом квартале произошел спад продаж на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил ее гендиректор Александр Михайленко.
Гендиректор компании «Нейс-Юг» (дилер MAN) Богдан Хмельницкий рассказал, что за прошедшие три месяца продажи грузовиков MAN снизились на 30%. Но за счет того, что помимо грузовиков компания реализует коммерческий транспорт (Hyundai) и полуприцепы (Wielton), в целом ее объем продаж по итогам трех месяцев не изменился.
— Сейчас очень маленький спрос: клиенты не торопятся приобретать автомобили в надежде, что евро все-таки упадет, — поясняет Богдан Хмельницкий. — С июля прошлого года цены выросли примерно на 20%: к примеру, самосвал MAN, который продавался за 5,3 млн руб., сейчас стоит 6,3 млн руб.
По его словам, с дистрибьюторами коммерческих авто и полуприцепов удалось вовремя договориться о фиксации цен в рублях по курсу 2013 года.
Как сообщил начальник отдела продаж коммерческих автомобилей Mercedes-Benz ООО «ГРИФОН» Николай Гончаров, компания смогла переломить негативный настрой покупателей и продать в первом квартале 18 автомобилей. Такого результата удалось достичь в том числе и потому, что компания тоже зафиксировала цены по валютному курсу 2013 года.
По данным гендиректора дилерского сервисного центра Mercedes-Benz компании «Глобал Трак Сервис» Сергея Япондыча, компания в первом квартале этого года реализовала 15 грузовиков Mercedes-Benz. По сравнению с I кварталом 2013 года это более чем двукратный рост. Такого результата удалось достичь благодаря тому, что в декабре 2013 года компания выкупила партию грузовиков, вложив 85 млн руб., и продавала их по валютному курсу 2013 года.
Сергей Япондыч говорит, что в 2014 году дистрибьютор поставил перед «Глобал Трак Сервисом» задачу продать в области 50 грузовиков Mercedes-Benz. Однако компания собирается превзойти этот план и продать 80 единиц.
В то же время в первом квартале 2014 года у компании «Глобал Трак Сервис» были только розничные продажи для малых и средних компаний. В условиях финансовой нестабильности источником выживания, по словам Сергея Япондыча, является не только продажа авто, но и сервисных услуг (см. экспертное мнение). По итогам первого квартала компания смогла увеличить объем проданных сервисных услуг на 30%.
О больших планах расширения сервисной сети на юге заявляет и региональный менеджер «Volvo Group Truck Center Юг» Эрнест Плескачев.
— Только в этом году мы планируем открыть три сервисные станции в Ростове-на-Дону, Новороссийске и Краснодаре, — заявил он.
Из трендов первого квартала 2014 года можно выделить наметившиеся планы дилеров по расширению бизнеса в Крыму.
— Возвращение Крыма в состав России — большой плюс в развитии бизнеса, — говорит Александр Михайленко. По его словам, сейчас компания знакомится с регионом, и первым шагом станет открытие офиса с представителем. Не исключают возможности работы в Крыму и в компаниях «ГРИФОН» и «Нейс-Юг».
По данным Николая Гончарова, в начале 2014 года на рынке грузовой техники выделился еще один тренд — зарождение активного спроса на автомобили с пробегом.
По словам г-на Гончарова, в связи со снижением спроса на новые автомобили и усилением спроса на авто с пробегом основной объем работы придется на сервисную часть дилерского центра компании.
Подводя итоги 2013 года, многие дилеры рассчитывали на замедление снижения продаж автомобилей и спецтехники и намеревались улучшить свои показатели в связи с активизацией строительства стадиона к чемпионату мира по футболу, аэропорта, объездных дорог, жилья. В то же время по итогам 2 месяцев этого года у аналитика «Автостата» менее оптимистичный прогноз:
— Рынок грузового транспорта в сложной ситуации. Завершилось строительство олимпийских и других крупных объектов, для возведения которых требовалась грузовая техника. Обновление автопарков приостановилось: бюджетных вливаний сейчас нет, коммерческих средств тоже.
Эксперт добавил, что перевозчики не планируют закупок новых грузовиков, поскольку в последнее время происходит снижение рентабельности грузоперевозок, что связано с новыми требованиями, в том числе по оборудованию транспорта тахографами. Общее состояние экономики также влияет на рынок, который замер в ожидании еще большего падения, считает он.
Однако у некоторых дилеров в Ростовской области противоположное мнение. К примеру, гендиректор компании «Скиф-Авто» Артем Евдомашко отметил, что на юге востребована строительная спецтехника в связи с активизацией строительства в Ростовской области и в соседних регионах. По его словам, наметилась тенденция стабилизации на рынке по итогам марта (см. экспертное мнение).