«На майские праздники уйдем с пустыми автосалонами»
Один из топ-менеджеров компании «ААА моторс», попросивший об анонимности, считает, что надолго из России ушли в основном премиальные европейские марки, до сих пор не локализовавшие свои производства в России. Кто имеет здесь свои заводы, вернутся быстро или будут работать «правдами или неправдами». Бенефициарами ситуации станут корейские и китайские бренды, а также производители качественных неоригинальных запчастей. Небольших и закредитованных игроков авторынка в основном ждет банкротство. Дилеры, которые имели развитую сервисную составляющую, выживут. Массового прихода китайских брендов в ближайшее время ждать не стоит.
N: — Что сегодня происходит на рынке легковых автомобилей?
— Приостановлены все поставки американских, японских и европейских автомобилей. Производители, у которых нет локализации в России, например Porsche, Аudi, Land Rover, Honda, Volvо, заявили, что могут полностью покинуть рынок. Ряд компаний, которые и так практически ничего не продавали в РФ, решили хлопнуть дверью и заявили, что они сюда не планируют возвращаться, как, например, GM (покидавший РФ в 2014-м) и «Хонда», продажи которой были единичны. За счет чего же будут жить дилеры, если ситуация нормализуется? Те, кто имеет хороший коэффициент покрытия (возможность сервисом покрывать затраты дилерского центра), смогут сохранить свой бизнес. Остальные вынуждены будут уйти с рынка. У тех, кто пошел в развитие, приобретая активы за кредитные деньги, наверняка появятся колоссальные проблемы. Большинство почему-то считает, что резко на наш рынок придут китайцы. Но это не так. Некоторые из них просто пока прощупывали рынок. Всерьез зашли Havel, Cherry и Geely. Но у них тоже серьезные проблемы с поставкой комплектующих, логистикой, и они сейчас тоже будут приостанавливать свои поставки. У Havel чуть лучше ситуация из-за завода в Туле и большего процента комплектующих из Китая. Естественно, все дилеры, торгующие некитайскими авто, стали сейчас ломиться к китайцам. Китайцы смотрят на это спокойно и отвечают, что мы подождем, пока ситуация уляжется. Поймем новые правила игры, посмотрим, что осталось, и возьмем самое лучшее.
N: — Кто кроме китайцев может оказаться в выигрыше?
— Достаточно неплохо чувствуют себя корейцы. Они давно сформировали здесь склады запчастей. Сейчас запасов примерно на полгода. У них прямые поставки из Кореи и Китая. Они не планируют сокращаться. Более того, на калининградском «Автоторе» теперь будут собирать Hyundai, так же, как, возможно, и на бывшем фордовском заводе в Елабуге. У них проблема может возникнуть с нашими антимонопольными органами, поскольку уже сейчас их доля на рынке существенна. Опасение вызывает и вероятность давления на них властей США. Но пока этого не произошло. Hyundai и Kia, скорее всего, станут главными бенефициарами происходящих трансформаций при условии нормализации ситуации. И безусловно, китайцы. «АвтоВАЗ» попытается нарастить свою дилерскую сеть за счет тех продавцов, кто остался без поставщиков. Nissan и Renault не планируют уходить с рынка и будут правдами и неправдами на нем работать. Toyota приостановила работу своего завода в России на 60-90 дней. Даже если они запустятся в указанный срок, то автомобили на рынке появятся не раньше конца года. И это лучший сценарий. То есть сейчас весь импортный автобизнес замер. Единственное движение — дилеры запасаются запчастями, чтобы зарабатывать на сервисном обслуживании. Будут использоваться неоригинальные запчасти. Производители отечественного неоригинала будут еще одним бенефициаром.
N: — Поступает разноречивая информация о Volkswagen.
— Volkswagen сначала сказал, что уходит. Через некоторое время они заявили, что всего лишь приостанавливают поставки. Что их неправильно поняли. СМИ неверно преподносят информацию. Даже если завтра они решат возобновить деятельность, то из-за необходимости восстановления логистических цепочек и ограничений им потребуется немало времени для возобновления поставок. В последнее время был дефицит автомобилей из-за недопоставок полупроводников. Наш рынок у производителей не в приоритете. Нам отгружают по остаточному принципу.
N: — Каков сегодня запас импортных брендов в автосалонах?
— Сейчас люди готовы переплачивать, спасая деньги. Цены взлетели. На складах дилеров находится месячный запас. Дилеры поднял цены на 20%, машины покупают. На 30% — покупают. На 35% — покупают, но по чуть-чуть. И вот теперь, чтобы дилеру выживать, ему выгодно продавать несколько штук в месяц в зависимости от бренда. По моим прикидкам, самые умные протянут март-апрель. Потом запасы закончатся. На майские праздники уйдем с пустыми салонами.
N: — Нас ждет консервация салонов?
— Дилеры начнут торговать автомобилями с пробегом. Люди будут менее охотно расставаться со своими автомобилями. Но если у кого-то финансовые проблемы, непосильный кредит или что-то еще, человек в первую очередь продаст свой автомобиль или обменяет на дешевый с доплатой. Те дилеры, у которых есть развитая сервисная составляющая, кто уже инвестировал в продажу подержанных авто, они худо-бедно доживут до начала поставок автомобилей. Небольшие дилеры уйдут с рынка. Могут пошатнуться и крупные игроки, имеющие большие кредитные портфели или сильно пошедшие в развитие. Мы увидим много сделок слияний и поглощений в этом году.
N: — Если на рынке останутся китайцы, корейцы и «АвтоВАЗ», где покупать премиум?
— Я уверен, что Mercedes не уйдет. Они не для того только что построили здесь завод. Приостановили, но не ушли. Если вы посмотрите на премиальные модели, которые показывали на последней выставке в Гуанчжоу, то поймете, что европейцы давно не правят бал в премиум-сегменте. Китайцы уже на равных конкурируют с лидерами.
N: — Почему раньше дилеры сотрудничали с китайцами неохотно?
— Китайцев многие не хотели заводить на рынок, поскольку у них еще нет сервисного парка. Значит, раскручивая марку, придется нести определенные убытки. Не все к этому готовы. Кто-то ввязался в эту авантюру и выиграл. Кто-то проиграл. Но судя по развороту страны в сторону Азии, здесь скоро появятся новые бренды. Это зона будущего развития.