На Дону продажи грузовой техники выросли почти на 40%
По мнению участников рынка, положительная динамика продаж грузовиков по итогам 4 месяцев объясняется в первую очередь низкой базой. Вторая причина — продление программы господдержки автолизинга, которая позволяет экономить до 10% на первом взносе. Продажи выросли в начале сельскохозяйственного и строительного сезона. Чтобы поддержать спрос, продавцы снижают цены. Значительная часть компаний приобретает машины, бывшие в эксплуатации. Стабилизация на валютном рынке немного оживила интерес к иномаркам.
Динамика продаж грузовых машин в Ростовской области (единиц)
Источник: «Автостат». По данным «Автостата», за 4 месяца 2017 года компании — лидеры донского рынка грузовой техники увеличили продажи на 39,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (см. инфографику). Эксперты объясняют рост реализацией отложенного спроса. В этой ситуации даже при единичных продажах динамика может составлять несколько сотен процентов.
— В 2014–2015 годах и в первые два месяца 2016-го продажи снижались на 30–50%, — говорит Алексей Стороженко, маркетолог группы компаний «Транзит-Дон» (гипермаркет грузовой техники). — Уже в 2016 году, учитывая эффект низкой базы, мы отметили 100-процентный рост (в единицах проданной техники). Если сравнивать первые 4 месяца 2017 года с аналогичным периодом 2016-го, то наши объемы продаж увеличились в среднем на 60%.
Участники рынка утверждают, что примерно до сентября 2016 года рынок рос исключительно за счет моделей, выпускаемых в России. Сейчас курсы валют стали более предсказуемыми, поэтому отмечен некоторый спрос на новые иномарки.
— В 2017 году мы впервые с 2015 года продали одному клиенту сразу 8 новых импортных грузовиков (сейчас это считается крупной партией), — заявляет Алексей Стороженко.
Собеседники N отметили рост сделок по лизинговым схемам. До 2016 года около 50% грузовой спецтехники приобреталось с привлечением банковских кредитов. Около 25% покупок оплачивались из личных средств, столько же оформлялось как лизинг. Сейчас на лизинг приходится до 80% сделок. Малый и средний бизнес стал активнее пользоваться такой формой покупки. До конца 2017 года продлена программа господдержки автолизинга коммерческих машин, производимых в России. Программа предусматривает субсидирование из бюджета части (10%) авансового платежа. Размер субсидии не может превышать определенной суммы (в зависимости от типа техники — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.), однако большинство покупок как раз отвечает этим требованиям.
Александр Михайлов, главный исполнительный директор ПАО «Европлан», утверждает, что автолизинг, оттолкнувшись от дна в 2015 году, выступил драйвером рынка в 2016 году и продолжает расти.
— По итогам I квартала 2017 года в Ростове и области «Европлан» показал прирост к аналогичному периоду 2016 года, профинансировав на 37,5% больше грузовых автомобилей, — говорит эксперт. — Отмеченная динамика свидетельствует о том, что платежеспособный спрос в сегменте малого и среднего бизнеса был менее подвержен кризисным явлениям, чем в потребительском секторе, где сохраняется снижение доходов домохозяйств. Ожидаем, что рынок автолизинга продолжит рост в текущем году.
С началом весенне-летнего сезона спрос на спецтехнику оживляется в связи с активизацией сельскохозяйственных и строительных работ. В этих отраслях работают покупатели крупнотоннажных грузовиков. Среднетоннажная техника наиболее востребована у аграриев, животноводов и оптовиков.
По словам Игоря Давыдова, операционного директора АО «Исузу Рус», самыми активными покупателями новых среднетоннажных грузовиков в Ростовской области являются сельскохозяйственные предприятия. В 2016 году на донском рынке они приобрели 105 единиц техники. На втором месте (45 единиц) — сектор оптовой торговли.
По наблюдениям продавцов, приобретая крупнотоннажный (свыше 12 тонн) грузовик, клиент нацелен на максимально быструю окупаемость затрат. Поэтому в данном сегменте наибольшим спросом пользуется техника, имеющаяся в наличии, или та, которая может быть поставлена в кратчайшие сроки (при прочих равных или соотносимых параметрах).
— Допустим, покупатель рассматривает два аналогичных самосвала, — приводит пример Алексей Стороженко. — Первый стоит 2,2 млн руб. и есть в наличии. Второй — 2,1 млн руб. и будет доставлен в течение 3 месяцев. Покупатель однозначно выберет первый вариант, т. к. цель покупки — как можно скорее ввести технику в эксплуатацию, начать выполнять заказы.
Если же говорить о среднетоннажных (от 8 до 12 тонн) новых грузовиках, то время ожидания не играет такой роли. Для покупателей важна цена. Спросом пользуются в основном марки, собираемые в России, т. к. они дешевле.
Как отмечают участники рынка, в 2016–2017 годах некоторые производители снизили цены (в зависимости от модели — на 5–11%), т. к. предпочли сократить прибыль ради сохранения или увеличения своей доли на рынке.
Материальные возможности предпринимателей — потенциальных покупателей грузовой техники ограничены. Этим, по мнению собеседников N, объясняется спрос на подержанные машины и комплектующие (см. рубрику «Продавцы о рынке комиссионной техники»). Эксперты утверждают, что большинство донских компаний, желающих приобрести грузовики европейских или японских марок, могут себе позволить только комиссионные машины.
— Продать грузовой транспорт бывает непросто, даже если речь идет о сравнительно недорогой бывшей в эксплуатации технике, — говорит Арсен Поповян, директор ООО «ПросторГрупп». — Для собственной деятельности мы приобретаем грузовой транспорт примерно раз в 5 лет. Последнюю покупку делали около года назад. Хотели продать собственные КамАЗ и МАЗ, а вырученные деньги использовать для покупки машин поновее. В итоге продали МАЗ с большим трудом и почти по цене лома. КамАЗ до сих пор не реализован. Приобрели два 10-тонных грузовика «Исузу». Партнеры предложили нам свою технику, бывшую в эксплуатации. Дисконт составил примерно 50% (если сравнивать с такими же новыми машинами). Покупка оказалась целесообразной, т. к. мы сэкономили приличную сумму, при этом работают машины хорошо.
Предложение значительно превышает спрос, поэтому продавцы идут навстречу покупателям. Заявленные цены (см. таблицу) обсуждаются. Это касается не только подержанной техники, но и новой. Просмотрев сайты работающих на Дону официальных дилеров, корреспондент N убедился, что цены в каталогах не указываются. Чтобы узнать, сколько стоит интересующая машина или комплектующие, нужно связаться с отделом продаж. Как уверяют собеседники N, реальный покупатель почти всегда получает индивидуальное предложение (дисконт, беспроцентную рассрочку и пр.).