Грузовики продаются хуже
Продажи крупнотоннажных грузовиков в Ростовской области в январе — октябре этого года снизились на 10,6%, а среднетоннажных — выросли на 0,3%.
Среди причин снижения продаж грузовиков продавцы отмечают сокращение объема закупок зерновиками из-за снижения урожая. Кроме того, происходит переориентация клиентов с крупнотоннажного на среднетоннажный транспорт в связи с ужесточением контроля за перегрузом. Другими факторами, сдерживающими продажи, стали рост цен и приостановка программы государственного субсидирования лизинга.
По данным «Автостата», за 10 месяцев 2018 года продажи крупнотоннажных грузовиков в Ростовской области снизились на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см. таблицу). Лидеры продаж — российские марки KAMAZ и NEFAZ продемонстрировали падение на 17% и 30% соответственно. Самая лучшая динамика по итогам 10 месяцев у брендов MAZ (+44,6%), SCANIA (31,8%) и MAN (30,4%).
— За 3 квартала текущего года мы реализовали более 300 единиц техники, — говорит Богдан Хмельницкий, руководитель ГК «Нейс-Юг» (в портфеле доминирует крупнотоннажная техника). — Это немного больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всегда на динамике положительно сказывается наличие крупных региональных дорожно-строительных проектов. Связано это со спецификой брендов нашего портфеля: так, например, основными потребителями нашего флагманского бренда МАN являются перевозчики инертных материалов.
По словам гендиректора автолизинговой компании «Европлан» Александра Михайлова, сегмент строительной и спецтехники в Ростовской области в 2018 году в портфеле «Европлана» ощутимо вырос, что связано с реализацией крупных проектов по строительству дорог в регионе.
— С начала года количество сделок лизинга грузовых автомобилей растет, но, если сравнивать итоги девяти месяцев 2018 года с аналогичным периодом прошлого года, мы видим, что темпы замедлились, — комментирует он. — Ключевая причина связана со спецификой региона: этот год для Ростовской области стал не таким урожайным, как ожидалось, поэтому компании приостановили модернизацию автопарков. Кроме того, влияние на спрос оказывает переход юрлиц и предпринимателей с грузового на среднетоннажный транспорт.
Так, по данным «Автостата», за январь — октябрь этого года продажи среднетоннажных автомобилей в Ростовской области увеличились на 0,3% (см. таблицу). По мнению участников рынка, спрос на среднетоннажную технику сейчас растет в связи с ужесточением контроля за перегрузом.
— Мы заметили тенденцию роста на рынке среднетоннажной техники, — говорит Богдан Хмельницкий. — Скорее всего, это продолжается посткризисный восстановительный процесс. Рынок строительной техники восстановился достаточно быстро, а вот магистральные перевозки после спада активного роста не демонстрировали. Также ощутимы для перевозчиков отсутствие контроля перегруза на федеральных трассах для коммерческих автомобилей до 18 тонн и система «Платон», которая не требует взимания платы с автомобилей, имеющих разрешенную массу до 12 тонн. Безусловно, это положительно влияет на принятие решений при покупке автомобиля в пользу среднетоннажной техники.
— Сейчас идет разделение у перевозчиков на сегменты, — поясняет маркетолог ГК «Транзит-Дон» Алексей Стороженко. — Если плечо длинное, то вместо перегруза перевозчик покупает еще один автопоезд и везет груз двумя. Если плечо короткое, многие приобретают среднетоннажные и малотоннажные грузовики. Кроме того, на ситуацию влияет грамотная организация логистики: проще по городу и пригороду развести товар на меньшем автомобиле, чем гонять автопоезд.
По словам Игната Воблого, начальника продаж ООО «Арена Трак» (среднетоннажные и малотоннажные автомобили), в этом году произошло сокращение продаж в пределах 5–10%. Он связывает это с приостановкой программы государственного субсидирования лизинга в этом году, которая произошла в апреле. Процент лизинговых сделок у компании снизился на 15-20%, хотя основная масса сделок продолжает совершаться с участием лизинга.
— По факту приостановки не было, — комментирует Александр Михайлов. — Получилось так, что со 2 апреля 2018 года все лизинговые компании, в том числе и «Европлан», перестали заключать договоры лизинга на коммерческий транспорт в рамках госпрограммы. Причина — объем запланированных на год госсубсидий в размере 4 млрд руб. на коммерческий транспорт был израсходован к этой дате. Мы как лидер автолизингового рынка предполагали, что выделенные средства из-за востребованности программы могут закончиться раньше конца года, поэтому разрабатывали аналогичное предложение, и уже в мае «Европлан» запустил собственную программу субсидирования, взяв на себя, по сути, продолжение субсидии на грузовой транспорт после окончания бюджета в госпрограмме. Эта акция стала одним из самых популярных спецпредложений компании за все время.
Он добавил, что программа господдержки хорошо стимулировала и стимулирует спрос на рынке. Клиенты заинтересованы в таких предложениях. Со своей стороны «Европлан» ратует за ее пролонгацию и увеличение объемов финансирования.
Еще одним фактором, сдерживающим продажи в этом году, стал рост цен на коммерческие автомобили.
— Цены меняются постоянно, так как напрямую зависят от курса валют, а в текущем году все наблюдали за стремительной динамикой доллара и евро, — говорит Богдан Хмельницкий. — С января по октябрь 2018 года автомобили дорожали постепенно, самый значительный скачок пришелся на начало второго квартала, далее рост цен продолжился в сентябре, но масштабы уменьшились до 6%.
В то же время участники рынка отмечают, что динамика продаж в конце года — положительная.
— В этом году в конце осени — начале зимы активность была выше, чем в прошлом году, — комментирует Игнат Воблый. — Грядущее в следующем году повышение НДС подтолкнуло многих клиентов совершить покупки именно сейчас.