г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 07:22:52
102.58
107.43

Змиевский мемориал оказался в центре спора

Обсуждение разногласий вокруг мемориала погибшим в Змиевской балке на прошлой неделе стало публичным. Городское Управление культуры заменило памятную доску, рассказывавшую о 27 тыс. погибших в балке евреев, информационной табличкой, сообщающей о 27 тыс. мирных граждан и советских военнопленных. Это вызвало возмущение Российского еврейского конгресса. Начальник городского Управления культуры Людмила Лисицына заявила, что неизвестно, сколько именно тысяч людей каких национальностей захоронены в Змиевской балке.

По ее словам, доска с текстом, в котором говорится о 27 тыс. евреев, появилась на мемориале в 2004 году, когда памятник был бесхозным. В 2005 году он был передан мэрии, а в 2006 году началась его реконструкция. — В 2004 году памятник был бесхозным, любой мог повесить такую табличку, — несколько раз повторила Людмила Лисицына (см. фото). Однако уточнила, что мэрия все же давала разрешение на ее установку, но текст надписи не согласовывала. Мемориальную доску в 2004 году на свои средства установила еврейская община. Сейчас эта таб­личка висит внутри мемориала, а на самом памятнике мэрия установила новую.

— Разве нельзя было все же указать, что в Змиевской балке захоронены в основном евреи? — спросил заместитель председателя Ростовской еврейской религиозной общины Петр Гольдшмидт. — Это не небольшие изменения надписи, это межнациональные отношения, которые сейчас опять обостряются. Конечно, надо указать, что здесь покоятся несколько тысяч не только евреев. Но евреи были уничтожены по национальному признаку, и надо, чтобы на мемориале было указано, что это самое большое в России захоронение Холокоста.

Людмила Лисицына ответила, что нет точных данных о том, сколько именно людей каких нацио­нальнос­тей захоронено в Змиевской балке. Это не указано в художественном паспорте мемориала, который утвердило Министерство культуры области.

— Я — чиновник и должна следовать букве закона, я все делаю согласно постановлениям. Можно было, конечно, повесить две доски рядом, но тогда туристы решили бы, что муниципалитет чего-то недопонимает, — считает начальник Управления культуры. Один из архитекторов мемориала Рубен Мурадьян предложил прекратить споры и подумать, как отметить грядущее 70-летие событий в Змиевской балке.

— Мне стыдно за все это, — заявил он. — Не возникало у нас таких вопросов, когда начинали строить мемориал. Это не памятник на кладбище. Это дань скорби и протест против зверства уничтожения людей... Никаких сомнений нет, что большинство похороненных — евреи. Как автор я считаю, что еврейскую тему можно выразить, у меня есть эскизные предложения. Спор еще долго продолжался и пока ничем не закончился.

Просмотров: 18180

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В городе
Змиевский мемориал оказался в центре спора
Новый телевизионный проект, посвященный живой природе, ведет четвероклассник. Юного ведущего поддержали в Русском географическом обществе и Ростовском зоопарке.
В городе
Змиевский мемориал оказался в центре спора
Сотрудники агрохолдинга «Степь» провели акцию, посвященную международному Дню доброты. В Ростове, рядом с главным офисом компании организовали развлечения и раздавали подарки. Более 2 тыс. человек поделились друг с другом добрым настроением. Как отмечают в холдинге, добрые дела не только праздничная, но и повседневная практика его работников. Уходящий 2024 год в организации объявили Годом волонтерства.
В городе
Змиевский мемориал оказался в центре спора
К 24 ноября филармония и Ростовский музей изобразительных искусств (РОМИИ) подготовят концерт «Он хотел написать небо». Мероприятие посвящается 165-й годовщине со дня рождения Николая Дубовского. Он родился на донской земле, состоялся как петербургский художник-передвижник, академик и хотел основать картинную галерею в Новочеркасске.
В городе
Змиевский мемориал оказался в центре спора
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) проходит выставка ростовского фотохудожника Сергея Крюкова «День и ночь. Четверть века». По словам мастера, для творческого успеха очень много значат хорошая техника и умение с ней обращаться. Бывает, нужно переснимать несколько раз, чтобы реализовать замысел. Но самое главное — удача. Лучшие, по мнению автора, работы представлены в МСИИДе. Их 25, и они появились в первую очередь благодаря везению.