«Задача проекта не искать виноватых, а сделать дорогу безопаснее»
На протяжении двух недель 15 автоэкипажей и десятки простых ростовчан искали в городе «скрытые» знаки. В результате мониторинга зафиксировано 98 дорожных знаков, закрытых ветвями деревьев и различными конструкциями
Автор проекта «Открой городу знак» — руководитель издательства «Автолайн», член комиссии по общественной безопасности и общественному контролю Общественной палаты Ростовской области Елена Ильина считает, что граждане сами должны повышать безопасность движения.
N: — Почему объектом усилий волонтеров стали именно «невидимые» знаки? Е.И.: — С наступлением тепла многие дорожные знаки Ростова оказались закрыты ветвями деревьев. В других местах знаки перекрываются при установке других знаков, рекламы, указателей. Наиболее важные — «Уступи дорогу», «Пешеходный переход» и «Кирпич» — не видны водителям, а плохой обзор может привести к опасным ситуациям. Знак устанавливается для регулирования движения, и он должен быть заметным в любое время. Недалеко от моего дома закрытый зарослями знак «Уступи дорогу» уже не раз приводил к авариям. В общем порядке контролем состояния знаков, как и дорожного полотна, разметки и т. п., должны заниматься инспекторы ГИБДД — фиксировать нарушение и направлять информацию дальше. В Ростове 39 тысяч знаков. Очевидно, что без помощи общественности оперативно решить вопрос сложно.
N: — Кто участвовал в акции? Е.И.: — К акции присоединились Ростовское отделение «Молодой Гвардии», официальный дистрибьютор компании ExxonMobil в ЮФО компания «Юна-Ойл», автоклуб «Шкода Ростов», общественная организация «Здоровая планета», сеть кинотеатров «Чарли», интернет-портал 161.ru. Поиск нарушений превратился в общегородской квест. Такой активности мы не ожидали. Первоначально расчет был на объезды улиц нашими волонтерами, а чтобы привлечь внимание горожан, мы придумали конкурс: за найденные «скрытые» знаки участникам полагался небольшой, но приятный приз. Мне и в голову не приходили масштабы проблемы: в считанные дни нас завалили снимками. После проверки и удаления дублей мы составили список из 98 дорожных знаков, которые необходимо как можно скорее привести в порядок.
N: — Что вы планируете делать с полученными данными? Е.И.: — Задача нашего проекта не искать виноватых, а сделать дорогу безопаснее. Поэтому мы обратились напрямую в городскую администрацию. Начальник управления по информационной политике и взаимодействию со СМИ администрации Ростова-на-Дону Мария Давыдова безотлагательно встретилась со мной и выразила крайнюю заинтересованность в результатах акции. В объективы участников конкурса попали не только старые и давно «потерявшиеся» знаки в частном секторе, но и перекрестки центральных улиц — Пушкинской, Текучева, Лермонтовской, Шолохова. С введением обязательной процедуры оформления ДТП с использованием европротокола, без выезда группы разбора, ситуации, когда один участник знак заметил, а другой — нет, могут вызвать разногласия о виновности и, как следствие, проблемы при страховых выплатах. Материалы будут переданы в мэрию в ближайшие дни.
N: — Вы думаете, что-то удастся изменить? Е.И.: — Мне кажется, что при такой заинтересованности властей не составит труда привести растительность в порядок. Надеюсь, что скоро в городе не останется «скрытых» знаков и все участники акции будут рады не только полученным призам, но и своему вкладу в дело безопасности дорог.
N: — Почему скрытые знаки должны искать волонтеры? Разве это не входит в обязанность местных властей и ГИБДД? Е.И.: — Мы можем сколь угодно долго критиковать бездействие властей и ГИБДД перед мониторами или выйти на улицы и что-то предпринять. Особенно это касается вопросов, где ярко выражена банальная нехватка людей. В ситуации со знаками, к примеру, понятно, что в автоинспекции просто нет такого количества сотрудников, которых можно на несколько недель вырвать из рабочего процесса и отправить считать знаки на улицах. Например, как в Советском Союзе корректировали движение общественного транспорта? Студенты-волонтеры ездили по городу, фиксировали время прохождения маршрута, пики пассажиропотока, места, где нужно добавить остановку. Потом на основе их докладов составляли графики и новые маршруты. И эти маршруты работают десятилетиями! Общероссийский опыт показал, что общественные инициативы в сфере дорожного движения жизнеспособны и действенны, главное — проявлять их в рамках правового поля, последовательно и помнить, что это вклад в развитие города, а не повод для саморекламы.