Театр некривых зеркал
В Ростовском областном молодежном театре представили пьесу Тома Стоппарда «Отражения».
Главный режиссер Магнитогорского драматического театра Максим Кальсин поставил на ростовской сцене пьесу современного британского автора о том, что касается каждого. Постановщик называет ее «настоящей драматургией про нас», представители РОАМТа считают премьеру важнейшей во всем театральном сезоне. — Это мелодрама для простого зрителя, который знает, что такое семья, развод, роман на стороне и к чему он может привести, — охарактеризовал «Отражения» постановщик спектакля Максим Кальсин. Главный режиссер Магнитогорского драматического театра в течение нескольких месяцев работал с актерами РОАМТа над «реальной вещью». Именно так — The real thing — звучит название пьесы на языке оригинала. Ее написал британец Том Стоппард, известный, в частности, как автор сценария к фильму «Влюбленный Шекспир».
— У Стоппарда слава интеллектуального драматурга, но эта пьеса рассчитана на самого разного зрителя, — уточнил Максим Кальсин. — С одной стороны, она очень взрослая, с другой — очень простая. Чувства героев знакомы абсолютно всем.
За сценографию ростовской постановки отвечал другой приглашенный гость — Анвар Гумаров, главный художник «Такого театра» в Санкт-Петербурге. Декорации соответствуют темпу, в котором развиваются события: лаконичные и неизменные в первом акте, во втором они становятся ярче и динамично сменяют друг друга. «Отражения» предстают перед зрителем как своеобразная система зеркал, в которых можно увидеть истинное и ложное, различить любовь и неверность. Распространенный прием «театр в театре» приобретает в этой постановке особый смысл. Узнать свои черты могут не только зрители в зале. Герои пьесы — актеры и автор — также заняты в спектаклях и «отражаются» в них. Поднятые темы и проблемы как бы движутся по кругу, повторяясь в реальной и театральной жизни героев. Главного из них, писателя средних лет Генри, Том Стоппард списал с самого себя, наградив переживаниями, которые он как автор и влюбленный человек некогда пережил. Alter ego писателя талантливо рассуждает о миссии автора и различиях между истинным писательским дарованием и дилетантством.
Максим Кальсин признался, что «делал спектакль буквально по ремаркам, так как понял, что это гениально», и даже не стал убирать из постановки англоязычные композиции 1980-х, оставив «шальную идею переложить все это на Алену Апину».
Новая постановка РОАМТа получилась одновременно легкой и держащей в напряжении. Сцены заставляют улыбаться и грустить, сопоставлять происходящее на сцене с событиями окружающей действительности и наслаждаться игрой актеров, мастерство которых не позволяет зрителям даже на секунду усомниться в том, что перед ними — истинная жизнь без прикрас.