Театр ищет зрителя
С 3 по 9 октября в ростовском Молодежном театре прошел 12-й Международный фестиваль спектаклей «Минифест». На круглом столе в рамках театрального фестиваля «Минифест» российские театральные руководители и критики обсудили способы привлечения зрителей.
6 октября на площадке перед Ростовским молодежным театром московский Liquid Theatre показал уличную постановку «Летучий Голландец» по мотивам картин Питера Брейгеля. Лауреат национальной премии «Золотая маска» «жидкий, текучий» театр приехал в Ростов на театральный фестиваль «Минифест», прошедший с 3 по 9 октября. Представления Liquid Theatre сочетают танец, акробатику и драматическое искусство. Свои спектакли артисты ставят в необычных местах: в парках, на фабриках и вокзалах. «Спектакли вырастают из территории, на которой актеры находятся здесь и сейчас», — говорят они сами о себе. Фото Сергея Журкина.
В этом году спектакли представили коллективы Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Белоруссии, Грузии, Израиля и Македонии. Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Liquid Theatre показал уличный спектакль «Летучий голландец», македонский национальный театр — чеховскую пьесу «Иванов», а питерский театр «Мастерская» — 8-часовой «Тихий Дон».
Директор новосибирского театра «Красный факел» Александр Кулябин рассказал, что собирать полные залы ему помогают 30 штатных маркетологов и 12 сотрудников административного персонала, продавцы билетов, знающие спектакли. Он подчеркнул, что без хороших спектаклей это бессмысленная работа. В его понимании ориентировочное соотношение комедий и серьезных работ должно быть 70 на 30. Г-н Кулябин считает, что необходимо в равной мере оказывать господдержку всем театрам и принять закон о меценатстве, согласно которому были бы закреплены льготы для тех, кто жертвует деньги на искусство.
Директор всероссийского фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский призвал выходить за рамки «просто репертуарного театра»: осваивать заброшенные заводы и супермаркеты, последнее, к примеру, попробовали в Екатеринбурге. Он посетовал, что сегодня «серьезный текст читать некому, публика привыкла к сериалам и дамским романам». Ему возразила литературный критик из Екатеринбурга Галина Брандт. Опираясь на собственный опыт работы со студентами, она сказала, что «сейчас модно быть умным», молодому поколению совершенно не интересны стандартные комедии, все хотят чего-то необычного и никак не отождествляют себя с массами и массовым искусством.
Другой театральный критик из Перми Татьяна Тихоновец отметила, что во многих ТЮЗах детям уже нечего смотреть, чаще всего в них ставят либо сказки, «замысел которых становится понятен через 15 минут, а смотреть надо еще час», либо взрослые спектакли, не интересные подросткам. Но случаи, когда театры разворачивают в свою сторону зрителей, бывают: это и спектакли, поставленные молодыми для молодых, и необычные формы. Например, в одном из российских ТЮЗов после спектакля актеры становились в большие окна, выходящие на улицу, и играли мини-сценки, привлекая таким образом случайных прохожих.