Студенты консерватории сыграют романтическую музыку с элементами авангарда
8 апреля в творческом пространстве «Человек в кубе» выступит ростовский молодежный симфонический оркестр. Студенты консерватории представят концерт Come in! («Войдите!»). Прозвучат сочинения романтиков и минималистов. Художественный руководитель и дирижер коллектива Артем Токарев пояснил N идею и содержание программы. Концерт рассчитан на широкую аудиторию. Должно быть интересно и постоянным посетителям симфонических концертов, и тем, кто просто планирует провести время в приятной атмосфере.

В анонсе мероприятия упоминается возвращение к романтической музыкальной традиции, преодоление влияние авангарда. Артем Токарев рассказал N об особенностях этих направлений. Если очень упростить, музыку эпохи романтизма можно представить как гармоничную, комфортную для слуха, запоминающуюся (ее легко напеть). Мелодия предсказуемо вызывает логичные образы. Авангардисты работали иначе. Новую эстетику определили быстрые социальные и экономические перемены, предчувствия глобальных военных конфликтов, а затем первая и вторая мировые войны.
— Как по щелчку возник индустриальный мир, — и этот стремительный слом отразился в музыке, — отметил Артем Токарев.
По словам собеседника N, композиторы нашли особенную гармонию в разрушении благозвучия, ясности, последовательности музыкального произведения. Ноты, звуки настолько не связаны между собой, что такого эффекта сложно добиться, нужно провести большую работу. Со временем даже пересмотрели роль инструментов. В симфоническом концерте могли «прозвучать» удары по корпусу инструмента, по подставке для нот и пр.
Идеи и технические возможности авангарда исчерпались примерно к 60-м годам XX века. Авангардистов сменили музыканты, которых назвали минималистами. О произведениях авангарда говорили так: «Блюдо из соли и перца». А музыку минималистов сравнивали с блюдом, приправленным солью и перцем. Минималисты вернулись к традициям романтизма. Мелодии понятны и гармоничны. Они могут напоминать Чайковского, русские романсы. Однако звучат актуальнее, свежее благодаря находкам авангардистов, умышленным «сбоям», непредсказуемым элементам.
— Иногда может показаться, что музыкант вдруг забыл ноты, — поясняет Артем Токарев. — Или начал импровизировать, сбился, пытается найти потерянную нить и продолжает играть. Получается искренне, красиво и необычно.
По словам Артема Токарева, творческие изобретения минималистов доступны любой аудитории. Эти произведения легко воспринимаются, приятны и интересны всем. Собеседник N полагает, что такая музыка особенно актуальна сейчас, когда люди утомлены избыточной информацией.
Один из минималистов — советский композитор Владимир Мартынов. Его Come in! занимает главное место в концерте, который состоится 8 апреля.
— В моих программах всегда есть одно основное произведение, — говорит Артем Токарев. — В данном случае драматургический центр — это Come in! К нему я подбираю другие сочинения, которые подчеркивают, оттеняют основную идею. 8 апреля вместе с Come in! прозвучат «Экспромт» романтика Яна Сибелиуса, «Цветущий Жасмин» Георгса Пелециса и «Молитва о мире» Сергея Ахунова. Двое последних — минималисты.
Как уточнил Артем Токарев, Владимир Мартынов возвращается не только к музыке романтиков, но и к искусству Возрождения. Композиторы той эпохи могли гармонично объединить в одном произведении несколько песен, исполняемых артистами с разными голосами. Владимир Мартынов по-своему использует этот принцип. Как именно — можно будет узнать на концерте в «Человеке в кубе».
Справка
В 2023 году Артем Токарев организовал в Ростове молодежный камерный оркестр. Музыканты — студенты ростовской консерватории. Играют в основном на струнных инструментах. Коллектив подготовил и показал в Ростове четыре программы. Молодые исполнители на языке симфонической музыки «рассуждают» о жизни и творчестве. В некоторых концертах используют синтез искусств, музыку связывают с литературой и художественной фотографией.