Степные игры в индейцев
Недалеко от Белой Калитвы современные кочевники разбили лагерь, куда приглашают тех, кто ищет гармонии и единения с природой.
Этнолагерь «Кочевник» расположился на берегу небольшой реки недалеко от хутора Погорелов. Самостоятельно найти стойбище практически невозможно, потребуется помощь проводника. Добраться до места сбора можно на машине или заказать групповой трансфер из Ростова. На северном направлении трассы М-4 в этом году нет глобальных пробок, а от поворота на Белую Калитву до хутора Погорелов добираться менее часа по асфальту среднего качества. Цивилизация заканчивается в Погорелове, а дальше начинается путешествие во времени на каноэ по неспешной реке среди густых зарослей, в компании многочисленных птиц, ярких бабочек и стрекоз.
Сплав вниз по извилистой реке — первое небольшое приключение, позволяющее научиться управляться с легким судном, а заодно найти взаимопонимание со своими спутниками. Преодолеть мели и обойти торчащие из воды коряги можно только действуя слаженно. Глубина редко превышает метр-полтора, течение практически незаметно, перевозят гостей на каноэ известного производителя, но атмосфера преодоления первых трудностей возникает практически сразу.
Четыре традиционных индейских типи (жилища) составляют основу детально воссозданной стоянки небольшого кочевого племени, а чуть в стороне под навесом расположилась в меру современная полевая кухня. Организаторы проекта предлагают путешественникам взглянуть на мир глазами далеких предков, активировать глубокие пласты памяти, инстинктов, навыков, позволявших им выживать в диких степях. Помогают в этом долгие прогулки по безлюдной степи, знакомство с растениями и животными, обучение стрельбе из лука, метанию ножей, рукоделию и кочевой кулинарии. В лагере знакомят с природой степи. На примере жителей прерий можно более ясно увидеть культуру, свободную от техногенного влияния. Закат этой культуры намного ближе к современности, и потому, по мнению авторов проекта, более легок к восприятию, чем история древних обитателей донских степей — скифов, сарматов.
Организатор этнолагеря ростовчанин Александр называет себя Ворсон (гостям из города представляется обоими именами — так комфортнее). Он и его единомышленница Сова (для горожан — Вера) зиму проводят в городе, а с апреля по ноябрь живут в степи. Для Ворсона «Кочевник» далеко не первый проект: его типи уже несколько лет кочует по Кавказу и югу России, приглашая детей и взрослых оказаться ближе к природе. Каждое новое место выбирается по внутренним ощущениям, дает возможность познакомиться с новыми людьми, увеличить багаж собственного опыта и поделиться им со всеми желающими.
Ворсон подчеркивает, что этнолагерь не аттракцион для туристов с удобствами, как в отеле:
— У нас нет задачи развлекать скучающих, поэтому нет понятия сервиса в туристском понимании. Мы живем, создаем комфортные условия и приглашаем в гости тех, кто испытывает потребность в переменах, в осознании своего места в природе, в связи с силой предков. Такие перемены не случаются сразу, они не могут быть данью моде. Помню, как еще в школе побывал в Танаисе: ну камни и камни, ничего интересного. А сейчас встречаю в степи остатки фундамента, прикасаюсь к камням, которые тут положил мой далекий предок сотни лет назад, и чувствую связь.
Действительно, кондиционеры и устойчивая мобильная связь остаются далеко позади, уступая место ароматам степных трав, царящим в традиционных жилищах с естественной вентиляцией. Воду для питья берут из родника, электрическое освещение заменяют луна и звезды, а матрасы — коврики и циновки.
Несмотря на полное отсутствие рекламы, гостей в лагере бывает много. Получить контакты кочевников можно в соцсетях и по рекомендациям знакомых. Можно выбрать однодневное посещение — краткое знакомство с миром степи, а уже к ночи вернуться в город, или провести в лагере все выходные. По словам Ворсона, с группой в 20 человек, приехавших с определенной целью, работать проще, чем с несколькими туристами, которые еще не осознали, что ищут:
— Многие приезжают с детьми и для детей. Бывает, что родителям совершенно не интересны все эти травки, жучки вокруг, но они находят в себе силы, чтобы провести время с детьми не в торговом центре или у телевизора, а на природе. Родителям, выросшим в городе, чуждо происходящее здесь, но они не хотят видеть своих детей такими же. Мы стреляем из луков, метаем ножи, едим кашу с травами, можно сказать, играем в индейцев, но уже не по художественным фильмам, как в моем детстве, а по достоверным историческим данным, попутно изучая природу, пытаясь понять закономерности происходящего вокруг. Это происходит через обыкновенные бытовые вопросы, встающие перед вами точно так же, как и многие века назад перед древними людьми: что делать, когда идет дождь? С какой стороны от очага лучше спать? Как сложить дрова, чтобы они горели меньше, но дольше?
Договариваясь о встрече с очередными гостями, Ворсон подробно уточняет возраст и число участников, уровень подготовки. Он готов проинструктировать начинающих путешественников в вопросах подготовки к походу. Необходимо сразу предупредить о наличии специфических заболеваний и особых пожеланий: например, если для сплава вам необходим спасательный жилет или у вас выраженная аллергия на какие-либо растения. Кормят гостей оригинальными блюдами, например кукурузной кашей, приправленной пряностями, медом и орехами. С собой не стоит брать алкоголь или энергетики. Еще одной важной особенностью лагеря для уставших от города является совсем небольшое количество вечных спутников человеческих поселений — амброзии и клещей. При крайней необходимости вернуться в цивилизованный мир можно менее чем за час.