Ростовская художница представила пейзажи «Тихого Дона» в коллажной технике
Под впечатлением от пейзажей романа «Тихий Дон» ростовская художница Алена Чёрных создала коллекцию из 34 работ в технике коллажной живописи. Произведения можно посмотреть в «Шолохов-Центре» до 26 мая. Мастер рассказала корреспонденту N о проекте «Шолоховские этюды».
По словам Алены Чёрных, в шолоховских пейзажах ее заинтересовали чувства, эмоции, краски, которые ярко, образно передают переживания героев, иллюстрируют ситуации, в которых они оказались.
— Природа — это отражение души персонажа, — отмечает собеседница N. — Она может быть мятущейся, кричащей или, наоборот, красивой, светлой. Она показывает, как меняется человек.
Один из примеров — картина Алены Чёрных «Пепельный рассвет». Туманное, холодное утро, когда Григорий и Аксинья покидают свои дома и семьи, показано в оттенках синеватого, сиреневого, серого. По словам художницы, идея появилась после просмотра фильма «Тихий Дон» Сергея Герасимова. Цвет пепла напомнил ей о том, что герои сжигают мосты в прошлую жизнь.
Сам Тихий Дон, говорит мастер, можно представить, как бурную реку человеческих судеб. Этот прием хорошо известен в фольклоре и литературе. Описание природы часто передает характер и настроение героев. В «Тихом Доне» г-жу Чёрных вдохновила особая позиция автора — Михаила Шолохова. Его пейзажи очень разные, однако в итоге можно сформулировать ясное высказывание. По мнению классика, тревоги, драмы и потери легче пережить на родной донской земле. Она всегда рядом с нами, всегда поддержит, придаст сил. Как говорит Алена Чёрных, в первую очередь она работала именно с этой идеей. Для нее один из главных пейзажных этюдов романа — возвращение к жизни колосьев, затоптанных скотом: «От росы, от солнца поднимается втолоченный в землю стебель; сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и тот же качает ветер…»
На выставке можно прочесть выдержки из «Тихого Дона», благодаря которым появились произведения Алены Чёрных. Цитирование согласовано с правнуком писателя Петром Шолоховым. Г-жа Чёрных — резидент его онлайн-галереи «Шолоховские сезоны». Проект «Шолоховские этюды» начинали вместе.
Мастер объяснила, чем ее коллажная живопись отличается от известных техник аппликации и коллажа. Она очень напоминает работу красками — и по палитре, и по эффекту. Готовые произведения на первый взгляд кажутся написанными маслом или акрилом. Техника требует большой подготовительной работы. Автор берет белую бумагу разного качества и плотности (иногда нужна почти прозрачная), протравливает, красит и перекрашивает ее в нужные оттенки. Потом в зависимости от замысла элементы будущей картины нужно помять, порвать. Фрагменты размещаются на холсте и приклеиваются. В итоге хрупкая бумага становится очень прочным материалом. Автор действует как художник, декоратор и скульптор. Сложная, кропотливая работа требует ювелирной точности, особенно, если речь идет о миниатюрных изображениях (некоторые размером 10×10 см). Алена Чёрных подчеркивает, что ее произведение невозможно скопировать, потому что нельзя одинаково покрасить, сжать и порвать бумагу.
Экспозиция объединяет изобразительный, литературный и аудиоряд. Ростовский музыкант Максим Бондарев написал мелодии специально для этой выставки.
Справка
Алена Чёрных (Елена Дубовицкая) в 2001 году окончила художественную школу на базе лицея № 35. В 2005 году получила диплом художественно-графического факультета Ростовского государственного педагогического университета. Освоила специальность ювелира. Изучала психологию творчества и арт-терапию. Более 10 лет работала графическим дизайнером — художником, создавала дизайн полиграфической продукции, иллюстрировала книги. Занимается промышленным дизайном. Участница ростовских, московских, российских выставок и Шанхайской международной художественной ярмарки. Работы хранятся в частных коллекциях в России и за рубежом.