Реставрация может уничтожить одну из ростовских достопримечательностей
25 октября в Ростове-на-Дону представители общественности совместно с журналистами совершили обход четырех подземных переходов, украшенных мозаикой. Целью было обследовать их состояние и понять, можно ли здесь проводить реставрационные работы, связанные с демонтажем мозаичных панно.
С этой инициативой выступил председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. В состав общественной комиссии входили искусствовед Евгения Кишкинова и инженер-строитель Иван Дубинкин. Поводом стало создание проекта по реставрации переходов, которым занимается научно-производственное управление «Реставрация» из Пятигорска. Заказчиком проекта выступила городская администрация Ростова-на-Дону, после того как в 2020 году подземные переходы на улице Садовой, Буденновском и Ворошиловском проспектах были признаны объектами культурного наследия регионального значения. Общая сумма госконтракта на подготовку проекта по реконструкции переходов составляет 26 миллионов 760 тысяч рублей.
По словам активистки Елены Хатламаджиян, которая в прошлом году стала общественной советницей главы администрации Ростова-на-Дону, разъяснения по содержанию проекта удалось получить во время совещания у заместителя мэра Дмитрия Симкова. Представитель компании «Реставрация» объяснил, что реставрация предполагает демонтаж 20-30 процентов мозаичного панно. Для этого реставраторы предполагают использовать механический, термический и химический способы, но проблема заключается в том, что им придется иметь дело с уникальным материалом.
— Мозаики с использованием такой плитки, как у нас, нет нигде в России, — говорит Елена Хатламаджиян. — Обычно для этих целей используется более прочный материал, например камень. Если по отношению к ней будут применять обычные методы демонтажа, то мы можем потерять значительную часть этого произведения искусства. Как удалось выяснить, проект описывает прежде всего строительные работы, связанные с конструктивными элементами переходов. Если при их проведении не соблюдать особые меры предосторожности, серьезно пострадает и та часть мозаичного панно, которая останется на стене. В результате утраты художественной ценности оформления переходов с них могут снять статус объектов культурного наследия.
По информации Елены Хатламаджиян, проектно-сметная документация будет окончательно готова к концу декабря этого года. В настоящее время общественники располагают только актом историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ в подземном переходе, расположенном на пересечении проспекта Буденовского и улицы Московской. Акты на еще три пешеходных перехода с мозаикой, по словам Елены Хатламаджиян, должны появиться в открытом доступе к 1 ноября. Эти документы описывают художественную ценность тематических мозаичных панно и необходимость проведения капитального ремонта в переходах. Учитывая, что реставрация также предусматривает строительные работы, общественники уверены, что проект ожидает еще и государственная техническая экспертиза.
— Мозаика в подземных переходах — уникальная особенность Ростова-на-Дону, — считает доцент кафедры архитектурной реставрации, реконструкции и истории архитектуры Евгения Кишкинова. — Такого нет нигде в нашей стране, да и в мире считанные единицы таких масштабных панно, выполненных в технике флорентийской мозаики, но не из камня, а из керамической плитки. Делалось это в конце семидесятых годов на энтузиазме мастеров — это титанический труд и произведение искусства. Любой демонтаж значит, что мы его просто потеряем, например, если прекратится финансирование. Здесь необходимо укрепление, но плитка должна оставаться на месте, и такие технологии есть.
Кроме того что с проектом нельзя познакомиться, вызывает беспокойство сама экспертиза, которая проводилась с 11 сентября по 4 октября. Ее заказывала компания «Реставрация», которая и делает проект, хотя объективную оценку может дать только независимая экспертная организация. Кроме того, экспертиза, выполненная специалистами из Санкт-Петербурга, носит художественно-искусствоведческий, а не технический характер. По мнению председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Кожина, нельзя принимать проект реставрации без государственной экспертизы, которая оценит технические возможности выполнения работ без ущерба для мозаики.
— Нужно сделать то, что соответствует здравому смыслу, — говорит Александр Кожин. — Если это объект культурного наследия, полы нужно привести в порядок точечно. Чтобы ступени оставались такими же, а плитка была восстановлена в тех местах, где она утрачена. Там, где ситуация аварийная, например возникла трещина, ее нужно заделать. Если мы говорим о реставрации — нужно идти по этому пути. Там, где сохранилась облицовка семидесятых годов, она должна остаться на месте, а где уже была проведена реконструкция к чемпионату мира по футболу, лучше пока ничего не трогать. Нужно сохранять то, что есть на сегодня.
Недавно к создателю проекта компании «Реставрация» предъявили претензии по поводу качества ремонта памятника «Конники», который расположен в Веселовском районе и посвящен герою гражданской войны Борису Думенко. На эти цели в 2019 году было выделено более 5 миллионов рублей из областного бюджета. Скульпторы-реставраторы покрыли композицию полимерным составом и покрасили коричневой краской, но в этом году кусок монумента обрушился под собственным весом. Как сообщала в своем телеграм-канале газета «Молот», «полимерное покрытие, нанесенное реставраторами, держалось на честном слове. Там нет ни арматуры, ни каких-либо других усиливающих элементов. Фактически за бюджетные деньги была сделана халтура… Надо полагать, что недавно отреставрированный памятник продолжит разрушаться». В связи с этим возникает вопрос, смогут ли специалисты компании качественно произвести ремонт мозаики в подземных переходах Ростова-на-Дону.
По мнению сотрудника кафедры инженерной геологии, оснований и фундаментов ДГТУ Ивана Дубинкина, из четырех ростовских переходов, которым присвоен статус объектов культурного наследия, наибольшее беспокойство вызывает расположенный на перекрестке Буденовского проспекта и улицы Московской. Он более старый и на него оказывается дополнительная нагрузка за счет проложенной поверху трамвайной линии и крупной автобусной остановки рядом. Переход находится в плачевном состоянии, нуждается в усилении или ремонте ряда несущих конструкций, в том числе перекрытий и основания. Оказалось, что установленные на входе с южной стороны опорные балки не способны выполнять свою функцию, так как между ними и потолком есть зазор. Результаты осмотра будут в ближайшее время представлены в виде экспертных рекомендаций от специалистов строительной отрасли.
В настоящее время общественниками подготовлено письмо на имя председателя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области. В нем они излагают свои возражения и предлагают провести повторную экспертизу проекта. Ее основным посылом станет разрешение работ только по воссозданию утраченных фрагментов мозаики, которая стала одной из самых известных достопримечательностей Ростова-на-Дону.
Редакция газеты «Город N» обратилась к руководству компании «Реставрация» с предложением прокомментировать ситуацию. Журналисту сообщили, что информация и координаты переданы руководству компании, но к моменту выхода номера никто из ее представителей не вышел на связь.