Пушкинский праздник в Танаисе проходит строго по расписанию
В Археологическом музее-заповеднике «Танаис» сложилась традиция праздновать день рождения Александра Пушкина. Традицию эту в начале 1980-х заложили работники музея-заповедника во главе с директором Валерием Чесноком и поэты ростовской Заозерной поэтической школы. 10 июня праздник прошел снова, но многое в его проведении изменилось. Из античных камней на территории музея построена Башня поэтов — уменьшенная копия сторожевой башни Танаиса. И у ее подножия Танаис обрел вторую жизнь — яркую, бурную, творческую. Как и две тысячи лет назад, здесь танцевали девушки в античных нарядах, вдохновляя поэтов на создание шедевров. У подножия башни до утра горел огонь, читались стихи, исполнялись песни, снимались кинофильмы. Праздник собирал многие сотни зрителей. Кто-то уезжал в Ростов последней электричкой, кто-то оставался до утра, ставя палатку на территории музея. Это был настоящий творческий фестиваль, такой же, как те, что проходят во многих городах России.
Праздник проходит и сейчас. 10 июня в музее снова звучали стихи и музыка. По давней традиции у башни пришли выступить поэты и музыканты, танцевальные и народные коллективы. По поляне прогуливались люди в античных костюмах, а мастера ремесел предлагали зрителям свои работы. И зрители по уже тридцатилетней традиции по-прежнему приезжают на Пушкинский праздник. Правда, их стало значительно меньше. Праздник сильно изменился при новом директоре музея-заповедника Вадиме Перевозчикове.
Концерт начинается в 11 часов утра. Многие в такую воскресную рань не успевают приехать из города. Раньше действо всегда начиналось попозже. Никаких палаток на территории заповедника больше ставить нельзя (прежде на воротах висели расценки на установку палаток). Дух фестиваля изгнан с территории заповедника. В Танаисе нынче действует комендантский час. В 17 часов (когда в былые годы праздник только начинался) полиция и охрана выпроваживают всех участников и зрителей за ворота.
За воротами жизнь продолжается. В шатре Донского военно-исторического музея рады гостям. Реконструкторы, одетые в старинные костюмы, обсуждают свои предстоящие праздники. Поэты и зрители разъезжаются, и Танаис остается пустым и безлюдным — как он простоял две тысячи лет после падения.