Прививка австрийского стиля
В Ростовском музыкальном театре поставили оперетту Франца Легара «Паганини».
На сегодняшний день романтическая оперетта «Паганини», с успехом идущая на европейских сценах и украшавшая некогда репертуар Ростовского театра музыкальной комедии, не представлена ни в одной российской афише. Специально для премьеры из Москвы были приглашены режиссер-постановщик Георгий Исаакян и хореограф-постановщик Юрий Пузаков, а также художник Хартмут Шоргхофер, прибывший из Австрии. Для создания оперетты у австрийского издательства были приобретены права на партитуру и оркестровые голоса, а также проведена масштабная литературная редакция пьесы. — Пьеса запутанная, и ее дебри надо было слегка разгрести, — рассказал перед премьерой идейный вдохновитель спектакля дирижер-постановщик Андрей Аниханов. — Оперетта — один из тех жанров, который обладает свойствами обрастать какими-то подробностями переводчиков или толкователей. Были найдены два варианта перевода, непохожих друг на друга. Мы привели их к некоему общему знаменателю, сохранив главную сюжетную линию оригинального либретто, выровняв стилистику комической линии, убрав американизмы и причесанную советскую риторику.
В основе сюжета оперетты лежит известный исторический факт — это любовные отношения, сложившиеся между молодым Никколо Паганини и сестрой Наполеона княгиней Анной Элизой Бонапарт. Музыкант, приехавший с концертом в тосканский город Лукку, очаровывает княгиню своим талантом. Вспыхнувшее чувство заставляет молодого скрипача задержаться в поместье Элизы в качестве «придворного виртуоза».
В отличие от предыдущих прочтений в ростовском варианте «Паганини» усилена роль второстепенных комических персонажей. Однако комическое в спектакле не заслонило личность гениального музыканта, для которого творчество оказалось важнее любви.
Важная особенность премьеры — музыкальное решение. В партитуру Легара были включены произведения Керубини и Моцарта, которые зрители могут услышать во время сцены придворного концерта. Создатели посчитали необходимым, чтобы в спектакле звучали композиции и самого Паганини. Музыка великого итальянского скрипача вставлена в спектакль фрагментарно, благодаря чему не теряется смысл действия. Можно сказать, что в постановке задействовано два Никколо. Один из них играет главную роль на сцене, другой вдохновенно исполняет соло на скрипке, возвышаясь над оркестровой ямой. 27-летний скрипач Айлен Притчин, лауреат многочисленных международных конкурсов, был специально приглашен для премьерного показа «Паганини». В финале премьеры Притчин все-таки оказался на сцене вместе с оркестром, где исполнил одну из виртуозных композиций великого музыканта.
Для Музыкального театра «Паганини» стал и технологическим вызовом. Необычна декорация парящего в воздухе дворца. Сцена расположена под углом и наклонена в сторону зрительного зала, что дает ощущение воздушности.
— Для меня эта премьера вдвойне значима, — рассказал журналистам режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян. — Любовь к оперетте мне прививали еще в ГИТИСе. Сейчас я уже в роли профессора третирую своих студентов именно этим жанром, хотя им, конечно, больше хочется заниматься мюзиклами. Второй трогательный момент — я сам когда-то был юным скрипачом и больше всего мечтал победить на конкурсе Паганини, чтобы получить шанс сыграть на великой скрипке «Вдова Паганини». Эта премьера — пересечение двух очень важных историй моей жизни, двух культур и прививка австрийского стиля.