Полмесяца совместных действий
Благодаря фестивалю современного искусства «Территория совместных действий» Ростов получил подборку идей его украшения и несколько арт-объектов.
Городской с точки зрения охвата и международный по составу участников — таким получился фестиваль современного искусства, затеянный арт-центром «Макаронка» и галереей 16th LINE. В течение двух недель российские, европейские и австралийские художники при помощи актуального искусства рассуждали о связях города и жителей и предлагали способы преображения урбанистических пространств. Основной проект фестиваля — «Территория совместных действий» — разместился в залах арт-центра «Макаронка» и галереи 16th LINE, но часть художников не ограничилась этими пространствами и вывела свои проекты за пределы арт-центра в Нахичевани. Так, арт-группа «Город Устинов» из Ижевска проложила маршрут от 6-й до 18-й Линии, разместив вдоль него объекты микрострит-арта. Таким образом посетителей учили быть внимательными к деталям. После закрытия выставок оставшиеся на месте малые формы убирать не станут.
Выбирая художников для участия в фестивале, организаторы постарались привезти в Ростов работы тех, кто так или иначе раскрывает тему отношений города и горожан. В итоге посетители оценивали идеи не только российских и украинских художников, но и авторов из Японии, Австралии, Англии и еще нескольких европейских стран. По словам куратора фестиваля Марии Сигутиной, размещение проектов на разных площадках помогло тематически разбить их на группы:
— Галерея 16th LINE стала местом демонстрации активных действий. Здесь представлены проекты, связанные с попыткой воздействовать на городскую реальность. Работы в «Макаронке» анализируют, как каждый отдельно взятый индивид связан с местом, где родился и вырос, как он воспринимает свою личную историю и историю места. Проекты из третьей группы — попытка художников представить, каким могло бы быть будущее местного городского сообщества.
Судя по реакции публики, главным критерием оценки фестивальных работ была не столько их художественная ценность, сколько смелость и масштаб эксперимента, который присутствовал буквально в каждом проекте. Зашедших в 16th LINE особенно увлекал сеанс видеоарта: в малом помещении за непроницаемой тканевой завесой демонстрировали работу «Бартер» харьковской арт-группы SOSka. В одной из деревень художники предложили местным жителям обменять копии работ известных авторов на то, что они сами могут предложить для расчета. Таким образом им удалось оценить популярные произведения современного искусства при помощи деревенской системы ценностей. Постеры пришлись по вкусу и неискушенной публике. За изображения в стиле поп-арт предлагалось до трех дюжин яиц, а фотоработу американки Синди Шерман и вовсе можно было обменять на «любую из курочек».
Несмотря на то что большинство проектов в 16th LINE делалось не в Ростове, многие из них поднимали актуальные для города вопросы: разрушения исторически ценных зданий, борьбы с уродливыми граффити на фасадах и пр. Украинский художник Саша Курмаз представил фотосвидетельства борьбы за сохранение здания Гостиного двора в Киеве. Выступая против перестраивания и превращения здания в очередной торговый центр, он нарисовал перед ним широкую красную линию, словно отделяющую Гостиный двор от людей, готовых обеспечить постройке «светлое» коммерческое будущее. Люк Тернер из Лондона запечатлел собственную работу по удалению неэстетичных граффити на городских зданиях.
Для тех, кто желал лично поучаствовать в преобразовании городских пространств, представители проекта «Партизанинг» подготовили набор инструментов — от дрели и пилы до отвертки и клейкой ленты — и предложили откорректировать окружающий мир, сломав или починив что-либо по своему усмотрению. Корреспонденту N достались малярный скотч и красно-белая полиэтиленовая лента (сфера применения пока не определена).
Средоточием интерактивных проектов выступил арт-центр «Макаронка». Пришедшие сюда могли загадать желание, повязав ленточку на «растущее» вниз ветвями «Дерево желаний» японца Наоки Фуку; победить собственные страхи, пройдя по темному тоннелю, обшитому мусорными мешками (проект «Фотофобия» представил Миша Бадасян из Берлина), и поучаствовать в создании объектов микрострит-арта под чутким руководством «Города Устинова». Таганрогская fluxrus-группа «Белка и Стрелка» напомнила о традиции древонасаждения в Ростове мейл-артом: открытки с фото насаждающих гирляндами свисали с глобуса. Посетители старались уловить посыл и понять, можно ли унести с собой открытки: «Я не понял, а че с этим делать?» — «Можешь взять себе на память», — переговаривались молодые люди.
Аудиторию фестиваля главным образом составили увлекающиеся всем актуальным молодые люди, а также публика постарше, так или иначе связанная с искусством. На открытии фестиваля по «Макаронке» прогуливался итальянский фотохудожник Энцо Розамилья, работы которого с конца июля можно было увидеть в ростовском МСИИДе.
Из зарубежных участников крайне общительным оказался тандем австралийцев Сони Лебер и Дэвида Чесворта. Они приехали в Ростов благодаря австралийскому гранту и в довольно сжатые сроки создали видеоарт «Пожалуйста, сохраняйте эту воду чистой», включающий четыре сюжета. В кадр попали городские жители, ныряющие в импровизированный бассейн на Парамоновских складах, женщина, прогуливающаяся у универмага «Солнышко» с табличкой, призывающей сохранять спокойствие, и другие.
— Мы пытались понять, что сегодня означает слово «урбанизм» в России, и при этом показать, каким предстает Ростов перед глазами иностранцев. Думаю, эта работа будет показана и за пределами России — например, в одном из австралийских центров современного искусства, — сообщила Соня Лебер, отвечая на вопрос N.
Принять участие в фестивале смогли и обычные горожане, например поучаствовав в акции из серии «Панорамы» Даниила Епифанова. На встрече с художником в публичных местах предлагалось выразить мнение о ДГПБ, Театре им. Горького, площади Советов и др. А параллельный проект «36 часов» в CreativeSpace.PRO и вовсе позволил горожанам показать миру то, что они сами считают современным искусством.