Покажем и без слов
У театральной студии «Слов.net» при местном отделении Общества глухих все серьезно: строгий режиссер, декорации и костюмы.
В небольшом актовом зале Ростовского отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ) идет репетиция. Улыбчивая студентка Юлия Непочатова и артистичная пенсионерка Елена Каганович гоняют диалог Буратино и Черепахи.
— Это твой подарок. Ключик золотой, — говорит Елена в образе Черепахи.
Юлия берет ключ, начинает отвечать, но ее прерывает режиссер Любовь Попова:
— Тебе дали его выбросить, что ли? Где эмоции?
Такая реакция — обычное дело. Любовь Попова от своих актеров-любителей халтуры не терпит. Добивается осознанности.
— Вопрос ты задала, а смысл-то передать надо? Ты понимаешь, о чем говоришь? — допытывается она у Юлии.
Иногда Любовь Попова не удерживается, встает и показывает, как надо, моментально попадая точно в любой образ.
Актеры — члены местного отделения Всероссийского общества глухих и их знакомые. В спектакле «Приключения Буратино» много новичков: будущие физкультурники, соцработники, сурдопереводчики. Корреспонденту N почти все из них сказали, что решили играть, потому что им интересно все новое: друзья, коллектив, опыт. В прошлом году театральная студия подготовила спектакль «Бабий бунт», играли на сцене ДК «Ростсельмаш».
— Зал был полный, — вспоминает председатель местного отделения ВОГ Ирина Баскакова.
«Приключения Буратино» покажут 30 ноября там же. Зовут, как и в прошлый раз, всех. Для слышащих зрителей на сцене будет сурдопереводчик.
— Знаете, как говорят, — делится Ирина Баскакова, — когда человек слепнет, у него теряется связь с вещами, когда теряет слух — с людьми.
Она рассказывает, как непросто порой бывает даже самым самостоятельным и доброжелательным из глухих в банках или госучреждениях.
— Многие начинают нервничать, отмахиваются, когда глухой пытается что-то сказать. Мне неприятно, что у нас такие люди есть. Все мы ходим под Богом. Никто не застрахован от того, что такое случится и с ним когда-нибудь, — говорит г-жа Баскакова.
Преодолевать обособленность, как внутреннюю, так и внешнюю, разговаривать со всеми на языке театра, где не всегда слово решающее, — одна из целей театральной студии.
Увлеченность и мастерство Любови Поповой убедили г-жу Баскакову, что небольшие сценки, которые и раньше ставили в Обществе глухих, могут превратиться во что-то большое под талантливым руководством. Сначала Любовь Попова долго отказывалась.
— Не то чтобы побаивалась, думала, сможет ли воплотить все в жизнь. Немного поработав — загорелась. Теперь у меня такое ощущение, что мы за нею бежим вдогонку, — смеется Ирина Баскакова.
Любовь Попова сейчас на пенсии, когда-то училась на режиссера в Санкт-Петербургском межрегиональном центре (колледже) реабилитации лиц с проблемами слуха. К выбору будущего спектакля она подходит прагматично: присматривается к своим актерам, думает, что им подойдет, можно ли это все поставить, будет ли понятно и интересно зрителям.
В прошлом и в этом году Ростовское отделение ВОГ получило субсидии из областного бюджета на постановку спектаклей. В 2011-м к «Бабьему бунту» по «Донским рассказам» Шолохова пошили казачьи костюмы, сделали красивые декорации. Теперь готовы показать «Приключения Буратино».
— В спектакле есть и грустное, и смешное, и веселое. Сказка для всех, — рассуждает студентка и актриса Лия Бикулова.
То и дело на репетициях раздается хохот. Пенсионерка Елена Каганович заменяет в сценке собачку так, что никто не может удержаться от смеха. Аня Попова в образе Арлекина подначивает Пьеро как-то угрюмо: хлопает по плечу так, что Таня Валешная почти неподдельно отшатывается и делает обиженные глаза.
Таня считает, что роль Пьеро ей подходит.
— Грустный персонаж, — улыбаясь говорит она через сурдопереводчика.
Таня закончила в этом году пятигорскую школу-интернат. Учится сейчас на заочном отделении в Московском городском университете управления Правительства Москвы. Еще в интернате она захотела научиться петь жестовую песню. — Сначала не очень получалось, а потом привыкла. Мама у меня певица, она помогала мне правильно держаться: лицо, руки. Была очень строгой, поэтому у меня все получилось, — рассказывает Таня.
Таня говорит, что родилась с потерей слуха. К жестовой песне у нее точно есть талант. На крохотной сцене в актовом зале звучит какая-то популярная песня о любви. Таня как метроном: жесты и движения точно попадают в ритм, отличная пластика, поет будто под фонограмму.