Подушки на полотнах
В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась персональная выставка художника Олега Вуколова. Экспозиция приехала в Ростов из Русского музея. На ней представлено около 50 живописных и графических произведений, созданных с 1981 по 2007 годы. В экспозицию вошли картины из циклов «Подушки», «Паруса», «Женщины», «Сочинения», «Композиция». Ключевым образом полотен мастера выступают подушки.
Присутствовать на собственных выставках 85-летнему художнику не позволяет здоровье. Картины колесят по миру без него. Работы Олега Вуколова часто экспонируются в России и за рубежом. Перед тем как приехать в Ростов, выставка народного художника России, члена Российской академии художеств Олега Вуколова экспонировалась в Мраморном дворце Русского музея. Живописец родом из Пятигорска, поэтому захотел показать ее и южным регионам страны. После Ростова выставка отправится в Краснодар. Картины Вуколова находятся в крупнейших музеях и галереях мира, таких как Третьяковская галерея, Русский музей, Московский музей современного искусства, Музей Ирэн и Петера Людвига в Кельне, Национальный музей Колумбии, Словацкая национальная галерея, Музей изобразительных искусств Будапешта, Национальный музей Варшавы, Музей современного искусства Пекина, а также в частных коллекциях.
Ключевым образом творчества Олега Вуколова выступают подушки. Они символизируют соединение сна, фантазии, иллюзий и реального мира, рассказывает куратор выставки, замдиректора по выставочно-экспозиционной и просветительской работе музея Наталья Дробышева:
— Художник показывает, что даже в предметах, которые имеют банальное бытовое значение, содержится отражение чего-то большого и значимого. Подушка — это символ соединения сна и реальности. Она знает все страсти человека, его переживания, становится свидетелем горя, печали, радости, любви, видит слезы и улыбки.
Как говорит куратор выставки, есть несколько версий того, как и почему подушки стали главным персонажем картин художника. Супруга мастера рассказывает, что как-то вынесла на летнюю террасу сушить подушки и случайно сложившаяся инсталляция вдохновила художника. В 1960-е годы Вуколова обвинили в диссидентстве и выслали из Ленинграда. Его друзья вспоминают: когда художник уже имел сложные отношения с властями, он как-то выходил из подъезда своего дома и увидел выброшенные на улицу подушки. Они стали для него символом разрушенной жизни, выброшенного уюта и тепла.
В 1980-е годы живописец уехал во Францию и возглавил в Провансе Международный союз художников.
Наталья Дробышева отмечает, что творчество Вуколова сложно поддается систематизации и теоретизации. Искусствоведы обозначают направление творчества живописца как символический реализм:
— Это противоположные друг другу термины, но тем не менее они максимально близко отражают суть работ живописца. Реалистично изображенная подушка очень символична в своем значении.
Разгадать символическое значение подушек можно будет до 19 августа.